Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Казаки. Народ или сословие? Кто даст ответ на вопрос о самоидентификации

Общество
30 июня — День возрождения казачества России. 25 лет назад, в 1990-м, в Москве состоялся 1-й Большой учредительный круг казачества всей страны, на котором был образован Союз казаков. За свою тысячелетнюю историю казачество прошло сложный путь: вольные разбойники, бунтовщики, герои битв, особое военно-служилое сословие... Однако десятилетия расказачивания в XX веке не прошли бесследно. И сегодня звучат вопросы: «чьих вы будете, казаки?» Ответы на них — на нашей странице «Портрет явления».

Современное общество имеет во многом искаженное представление о казачестве. Чтобы разобраться, откуда берет начало казачество, мы побеседовали с доктором исторических наук, автором более чем 80 научных работ по истории и этнологии казачества — Александром Соповым.

- Александр Валентинович, в своих исследованиях вы ведете отсчет казачьей истории с IX века, когда «можно более или менее определенно говорить о предках и предшественниках казаков». А что было до этого? Ведь есть, например, выпущенная в 1911 году «Древняя история казачества» историка Евграфа Савельева, в которой автор доказывал, что история казаков насчитывает более 20 веков.

- Евграф Савельев — представитель направления, которое сейчас принято называть folk history — популярного чтения, отличающегося невысокой степенью компетентности. Авторов этого направления немало. Они популярны, но это в целом псевдоистория. Часто доказательства в подобных исследованиях основаны на анализе созвучий в словах. Вот, скажем, цепочка доказательств того, что Ахиллес был русским. «Ахиллес принадлежал к тем грекам, которые являются дорийцами* (что правдоподобно). Среди дорийцев были и этруски (это уже неправда). Этруски* — это русские (явное созвучие). Значит, Ахиллес — русич».

Тот же Савельев в одной из статей писал, что немцы произошли от казаков. Правда писал он это, когда гремела Первая мировая война. Полагаю, ему хотелось доказать, что немцы это, так сказать, ухудшенные «мы», поэтому с ними справиться легко.

В раннее Средневековье этническая принадлежность редко осознавалась жителями порубежья как особая ценность. В регионах, которые смыкались на культурном пограничье, человек владел тремя-четырьмя языками, переходя в быту с одного на другой.

Предками и предшественниками казаков были различные группы людей. Кто-то из них занимал профессиональную нишу, которая потом перейдет казакам, кто-то дал плоть и кровь (людской ресурс) первоказакам. Основа примерно такова. Бродники были славянского происхождения. Небольшими группами жили вдоль рек, обеспечивая переправы. Строили легкие жилища, чтобы в любой момент можно было разобрать, не жалко. Так как не все окружавшие их народы осознавали их цивилизационную значимость. Черные клобуки — выходцы из тюркских племен и родов, которые позже оказались на службе у киевских князей — за жалованье они несли пограничную и военную службу. Многоэтничное население Тмутараканского княжества (хазары, славяне, касоги, аланы) тоже — предшественники казаков.

- Александр Валентинович, так сословие или этнос?

- Этносы возникали и формировались в разное время, и одни действительно древнее других. В чем я не вижу никаких оснований для ущербности или гордости. Некоторые этносы возникли из различных «компонентов», порой весьма неожиданных. На мой взгляд (и это доказывается в моих работах), с IX по XVI век казачество складывалось именно как этнос, но, попав под мощное политическое, культурное и экономическое воздействие Русского государства, сформировалось как сословие русского общества. Этногенез прекратился.

- В употреблении казаков немало тюркских слов. Исходя из ряда языковых сопоставлений, некоторые заключают, что «казаки ведутся от татар».

- Это все та же «самодеятельная история». Слово «казак» не славянское. Скорее всего, тюркское. Означало оно «храбрец», «бессемейный удалец». Казаками назывались и передовые отряды тюркско-монгольских войск. Но это абсолютно не доказывает, что «казаки происходят от татар», поскольку народы (их речь, культура, традиции) находились в постоянном взаимообмене. Вот в татарском языке много русских слов, но это же не повод утверждать, что татары произошли от русских.

То же и с антропологией. Антропологический тип русских и волжских татар очень близок. Столетия русские и татары проживали в мощном симбиозе. К слову, среди казаков-запорожцев, например, были и французы, и евреи, и татары, и черкесы — целыми семьями и поодиночке.

- А разве в казаки принимали всех желающих?

- Смотря о какой группе казаков и о каком периоде времени говорить. В XVIII–XIX веках казаки не принимали чужаков. В этот период казаки — сложившееся общество с традициями. А в ранний период казачество — это гуляй-поле, вольница, в которой главное, чтобы товарищ был по образу мыслей и действий похож на тебя. Запорожцы и донцы называли себя товариществами.

Даже формула: «В Христа веришь? — Верю! — Принимаем», — и то не всегда срабатывала, если в тебе не видели товарища. То есть идеологема «казаки от казаков ведутся» (в смысле поколенного родства) в ранние периоды существования казачества с очевидностью не подтверждается. Первичное казачество было бессемейным, маленькие товарищеские общины разбойно-промыслового типа (охота, рыбная ловля, военные походы). Все их имущество — то, что добыто в боях со всеми и против всех... Ранняя история казачества — до сих пор предмет дискуссий: от быта до приемов воинского искусства.

- Когда и в связи с чем появилась формула «с Дона выдачи нет»?

- Отследить время появления этой установки невозможно. Но фиксируется она в хрониках в первой половине XVII века, после Смуты, когда первые Романовы заключали договоры с казаками. Не секрет, что казаки сыграли особую роль в воцарении новой династии. Впоследствии Донское казачество получало жалованье лично от царя, за это несло службу в пограничье, в зоне «фронтира»*. Именно с той поры Донское казачество увеличилось и в своем значении, и численно. Поримерно также складывалось Днепровское войско, только диалог запорожцы вели не с Московско-Русским, а с Польско-Литовским государством.

- Вы пишете, что с X–XII веков фронтир растянулся некой линией по Днепру, Дону, Нижней Волге, Тереку и Уралу. Возможно выстроить хронологию зарождения казачьих войск?

- Данной теме я посвятил несколько исследований. Все казачьи войска можно поделить на исторически сложившиеся и те, которые создавались искусственно. Исторические — это в первую очередь Запорожское казачество и Донское. Они формируются как мощные войска со специфическим территориально-общинным строем без феодалов, с демократическим самоуправлением и сильной военной организацией к середине XVI века. Историческими являются также Терское и Уральское войска. Зарождалось как историческое Волжское войско, но с точки зрения Русского государства на Волге было слишком много разбоя (воровских казаков), что препятствовало восточной торговле России. И с волжской вольницей было в основном покончено еще при первых Романовых, в XVII веке.

Если отметить на карте линию размещения этих войск, то получится своеобразная подкова вдоль южных границ России. Это и был тот самый русский «фронтир».

Другие казачьи войска создавались государством: Оренбургское войско, Семиреченское (в Средней Азии), Забайкальское, Сибирское, Уссурийское (на Дальнем Востоке). Кубанское — его начало положено переселенными из Сечи в 1775 году Екатериной Великой запорожцами, а затем усилено другими компонентами, в том числе и донцами.

Казаки первыми прошли в Сибирь, после присоединения которой Россия стала не только европейским, но и азиатским государством. За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колыму, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Хабарова, Дежнева позволяют сказать, что у России тоже была эпоха великих географических открытий.

Огромно значение казаков в различных войнах, которые вела Россия. В XIX веке зарубежные военные специалисты казачью конницу оценивали как лучшую в миру легкую кавалерию. Лев Толстой писал в 1870 году, что «вся история России сделана казаками».

- А сегодня фронтир как место реализации казачества сохраняется?

- Фронтирная психология, формировавшаяся в течение 9 веков, — это одна из составляющих, которая отличает казака от типичного русского центральных регионов. Современный фронтир — это, например, Северный Кавказ. Здесь смыкаются культуры, восточная и западная цивилизации. И жизнь в этом регионе определяется несколько иными качествами людей, чем те, которые нужны, например, москвичу. Во многом существованием этого фронтира определяется возросшая роль современного Кубанского казачества. Казаки занимают нишу, очень близкую к правоохранительным органам, привлекаются к пограничной службе. Оказывают помощь, часто вполне компетентную. Социальный заказ на существование казачества местами сохраняется.

- Что бы вы сказали тем, кто не прекращает споры о «казаках-народе» и «казаках-сословии»? В глазах сегодняшнего научного сообщества казаки сейчас — это кто?

- Люди чаще воспринимают историю не как процесс, а как событие. История же — это постоянно продолжающееся изменение. За столетия народы возникают и исчезают. Поэтому ответ на вопрос, кто такие казаки в разные периоды истории, будет разным. К сожалению, некоторые публичные историки о казачестве знают лишь из популярных книг. Но ответ на поставленный вопрос есть. С научной точки зрения, казачество сейчас — это субэтнос русского народа. Этот термин не всем нравится, но не вижу в нем ничего ущербного. Субэтнос — это этнокультурная группа большого этноса. На данный момент казаки Российской Федерации — это определенная группа русских со своими особенностями в языке, культуре и происхождении.

- Куда направлен вектор развития казачества?

- На мой взгляд, таких векторов два. Первый — это этнокультурное, фольклорное направление: возрождение казачьих ремесел, песен, создание этнографических станиц. Глобализация убивает своеобразие народов мира, потому это направление очень важно и перспективно. Второй вектор — служба на благо общества. Казаки хотят служить государству, готовы обеспечивать порядок на улицах, служить на границе. Казачьи сыновья стремятся в армию. И государству это направление следует развивать последовательно, развивая многовековую казачью традицию. Здесь промахнуться нельзя.

СЛОВАРЬ

Дорийцы — наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами являлись одним из древнегреческих племен.

Этруски — создатели цивилизации, предшествовавшей римской. В I в до н. э. населяли северо-запад Апеннинского полуострова (современная Тоскана, в древности — Этрурия).

Фронтир — изначально граница между освоенными и неосвоенными территориями Дикого Запада. Место соприкосновения народов и культур.

ДОСЬЕ

Александр Сопов родился в 1962 году в Чите. Доктор исторических наук, профессор. Историк, этнолог, антрополог. Защитил в МГУ диссертацию «Динамика социально-политического и этнокультурного статуса казачества». Академик (действительный член) Российской академии естествознания. Обладатель высоких научных наград, в том числе Золотой медали Vasily Klyuchevsky — за признанный мировым сообществом вклад в развитие исторической науки и образования.

МНЕНИЕ

Казачье войско — это не госструктура

Александр Беглов, председатель совета по делам казачества при президенте РФ, полпред президента в центральном федеральном округе

Сегодня в России порядка 7 миллионов человек причисляют себя к казачеству. Казаком может себя называть гражданин России, который по своему внутреннему решению относит себя к казачеству, соблюдает свод строгих нравственных правил. В том числе и в вопросе веры. Через православие казаки обрели свою идентичность, пришли к Родине, а через Родину пришли к России, к современной России.

Да, в годы богоборчества и атеизма связь между Церковью и казаками была нарушена. Однако сегодня между РПЦ и казачеством вновь доверительные отношения.

14 октября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил об особом патриаршем водительстве российского казачества. Казачество вносит свой вклад в строительство нашей страны: тут и патрульная служба, и служба в армии. Но главное — воспитывает в семьях своих детей, учит их патриотизму. Развивается система казачьих кадетских корпусов, их 24 по стране. Казачата должны стать духовно зрелыми людьми, осознанно связать свою судьбу с Россией, с православием, с казачеством. В этом выборе их поддерживает и президент. Он учредил специальное знамя для лучшего казачьего кадетского корпуса, оно передается из года в год. Кроме знамени, вручается премия за первое место — три миллиона рублей, за второе место — два, за третье место — один миллион.

Концепция развития казачества до 2020 года, выдвинутая президентом в октябре 2012 года, имеет порядка 15 направлений. Это и образование, и культура, и взаимодействие с Минобороны, и сельское хозяйство, и многое другое. При совете есть комиссии по каждому из направлений.

Руководят этими комиссиями замминистров профильных министерств, а замами этих руководителей стали атаманы войск. Атаман в совете отвечает за все вопросы по своему войску. При полномочных представителях президента РФ действуют окружные комиссии. При этом казаки — это вольный народ. Все решения, которые сегодня принимаются по казачеству, принимаются на кругу — высшем совещательном органе.

Казачье войско — это не госструктура, а организация, которая добровольно берет на себя дополнительные обязательства служения Отечеству.

Указом президента России утверждена для всех 11 реестровых казачьих войск форма, удостоверение казака, знамена, чины, войсковые награды, в том числе Георгиевские кресты. Чин казачьего генерала присваивается исключительно указом президента. Казачество может себя полностью идентифицировать в соответствии с теми правовыми актами, которые приняты сегодня в нашей стране.

ОБ АВТОРЕ

Сергей Арчаков - редактор «Вечерней Москвы», потомок донских казаков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ 

Казаки: неудавшийся русский «фронтир»

Колонка обозревателя Георгия Бовта

Казачество иногда сравнивают с пионерами Дикого Запада, а жизнь казачьих общин – с «фронтиром». Последний, известный из американской истории (переселенцы уходили за запад, который был «свободен от государства», чтобы начать на новом месте жизнь практически с нуля – без оков прошлого) уже давно стал символом свободного человека. 

Как у нас сказали бы – хозяина на своей земле, тем более что земли можно было брать, сколько захочешь, и даром. Можно спорить с этой версией, но с чем спорить не стоит, так это с тем, что в Российском империи они были сословием, которое пользовалось заметными привилегиями, а главное – состояло из свободных людей. (далее...)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.