Юные биологи зоопарка наблюдают за животными, чистят клетки и собирают желуди
Кружок юных натуралистов был создан в 1924 году по инициативе директора Московского зоопарка биолога Михаила Завадовского. Под руководством натуралиста Петра Мантейфеля КЮБЗ стал известен как школа научных и природоохранных кадров.
В прошлом году кружок отметил 90-летие. И все эти годы кюбзовцы были рядом с Московским зоопарком.
— На прошлой неделе, когда у ребят, которые учатся по триместрам, были каникулы, мы работали в зоопарке. Все, кому было интересно, смогли попробовать себя в роли киперов, — рассказывает один из руководителей кружка Юлия Брагина.
Пока животные находились во внутренних помещениях, ребята проводили уборку в вольерах киангов, енотов, гривистых и европейских волков — убирали с территории мусор, чистили рвы.
— Когда мы убирались в вольере у дикобразов, то нашли несколько иголок, — рассказывает Соня Блынская. — С разрешения руководителя мы взяли несколько игл себе на память. Потом приносили их на урок биологии.
В сентябре новоприбывшим дали первое задание: для украшения вольеров с обезьянами принести ветки с дубовыми листьями и желуди.
Оказалось, обезьяны очень любят их употреблять в качестве перекуса. А с последнего выезда в лес кюбзовцы привезли для мелких млекопитающих листья и мох, которые будут служить подстилкой для животных.
— Так проходят занятия у ребят, — рассказывает руководитель кружка Владимир Дубровский.
Вход в кружок юных биологов Московского зоопарка отыскать не так просто. Путь туда идет не через главные ворота зоосада и даже не через новый вход на Зоологической улице.
Юннаты обитают по адресу: Красная Пресня, 4. Аудитория завораживает: в нишах стен — чучела животных и образцы растений, которые ребята отыскали в поездках. Фотограф Московского зоопарка Владимир Романовский задает кюбзовцам вопрос с подвохом: — Ребята, а чей это бюст? Похож на Толстого? — Чарльза Дарвина! — улыбается Ира Юльева.
Свою первую научную работу Ира писала про каракала.
— Это такой хищник семейства кошачьих. К сожалению, в Московском зоопарке сейчас этого вида нет, поэтому работу я писала, пользуясь исключительно книгами и энциклопедиями. Кстати, из-за того что в нашем зоопарке в 1998 году получилось скрещивание домашней кошки и каракала, выявился новый гибрид — каракет.
За успешно защищенную научную работу школьник из вольнослушателя превращается в полноправного члена кружка юных биологов зоопарка. Ему торжественно вручается значок с изображением соболя — ведь именно кюбзовцы, наблюдая за этим видом, узнали, что у самок соболей беременность длится 9 месяцев, поделились своими предположениями со взрослыми биологами и тем самым сделали большой вклад в изучение этих пушных зверей.
Кружок юных биологов зоопарка существует уже больше 90 лет. Его ученики всегда были тесно связаны с зоопарком. Из этой аудитории в разные годы в зоопарк пришли сотрудники, навсегда связавшие с ним свою жизнь.
Например, директор по зоологической работе Московского зоопарка Сергей Попов также выходец из кружковцев: — Я учился в 4-м классе, когда впервые пришел в зоопарк, — вспоминает Сергей. — Пришел сюда абсолютно случайно: о существовании такого чудесного кружка моей маме на работе рассказал коллега.
К животным, по правилам техники безопасности, не пускали, но к тем, которые относятся к неопасным, могли попасть лишь те ребята, в которых ответственный зоотехник был уверен. Поэтому за дисциплиной, порядком и поведением все следили очень пристально — выйти с животным на контакт хотелось абсолютно всем. А пока такой возможности не было, мы занимались тем же, чем и теперешние кружковцы: чистили клетки и вольеры, во время выездов и экспедиций собирали органические корма — шишки, орехи, желуди, и целыми мешками привозили в зоопарк.
Орнитолог и выпускница кружка юного биолога зоопарка Наталья Калякина пришла сюда в 1956 году, тогда ей было 17 лет. С тех пор прошло уже почти 60 лет.
— Из самых ярких воспоминаний у меня остались выезды.
Помню, как однажды зимой наш руководитель договаривался со сторожем местной школы, для того чтобы нас пускали переночевать в спортивный зал, — вспоминает Наталья.