Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Бесподобный Вока

Сюжет: 

Воскресное чтение
Общество
«Вечерка» представляет новую рубрику «Старый диктофон». В ней мы будем публиковать беседы кинообозревателя Елены Буловой с актерами, режиссерами и художниками, которые по тем или иным причинам не были напечатаны.

Разбираю старый архив и натыкаюсь на пожелтевшую фотографию, на которой девчонкой стою под козырьком Театра имени Ленинского комсомола рядом со Всеволодом Дмитриевичем Ларионовым.

В этом году исполняется 65 лет с момента выхода на экраны фильма «Пржевальский» Сергея Юткевича, 40 лет «Двенадцати стульям» Марка Захарова, 35 лет «Родне» Никиты Михалкова, 30 лет «Анне Павловой» Эмиля Лотяну — и везде играет он, бесподобный Вока, как ласково называли актера коллеги. Большой артист, ценитель женской красоты, он был кладезем всевозможных историй, филигранно ругался матом, обожал розыгрыши, и при этом в нем угадывалась порода и «голубая кровь».

Бесподобный Вока На съемках «Сибириады» / Фото: Ковтун Анатолий

— Вот ты назвала меня звездой, а я ведь себя таковой не ощущал. Ни после съемок в роли Дика Сэнда в «Пятнадцатилетнем капитане», ни после работы с Марчелло Мастроянни на «Очах черных» у Михалкова. Хотя однажды все-таки почувствовал свою узнаваемость: на «Кинотавре», помню, завтракал с известным режиссером, к нам подошли какие-то серьезные люди, отозвали его и спросили, тыча в моем направлении: «А кто этот седовласый человек?» — «А в чем, собственно, дело?» — «Тут у нас разборки предстоят. Посоветоваться бы с ним надо». Они меня приняли за мафиози.

Правда, что вы сыграли Дягилева в фильме «Анна Павлова» Эмиля Лотяну с легкой руки Андрея Кончаловского?

— Правда. Я тогда снимался у Андрона в «Сибириаде». Нам легко и интересно работалось вместе. И Кончаловский порекомендовал меня Эмилю Лотяну. Как донесла разведка, он произнес фразу, за которую ему буду по гроб жизни благодарен: «Эмиль, есть артист, который сможет поднять эту роль. Это Сева Ларионов».

Никита Михалков и Андрей Кончаловский хоть и братья, но такие разные! Доброжелатели поговаривают, что они очень ревностно относятся к творчеству друг друга. Вы же снимались у обоих, это правда?

— Расскажу вам одну историю, которая тронула меня глубочайшим образом. Рассвет, опустевший «Мосфильм». Андрон уезжал туда. Нам тогда казалось, что навсегда. И пришел попрощаться с Никитой. Пустой павильон. Только я, но они меня не видели. Подошли друг к другу, обнялись и так стояли долго-долго. Два брата, два талантища. Я плакал...

Они? Нет. Ни слез, ни целований. И потом молча разошлись. Но все возвращается на круги своя, и, к счастью, Андрон вернулся. Я их очень люблю — и Никиту, и Андрона.

Бесподобный Вока  1990 год. Кадр из «Повести непогашенной луны» / Фото: РИА Новости

На «Мосфильме» услышала историю, что вы однажды обезвредили вора, ограбившего режиссера Сергея Юткевича.

— Как-то мне позвонили и сообщили, что для картины «Пржевальский» нужен юный прапорщик.

Юткевич тогда только вышел из-под жуткого пресса обвинений в космополитизме. Я был безмерно счастлив, репетируя с ним. «Но в Китай, — сказал я ему, — с вами поехать не смогу. У меня отец — враг народа». — «Ну, Севушка, подождите. Там видно будет».

Мы приехали в спецотдел.

В кабинете сидел человечек с орденскими планками, уходящими куда-то под стол.

Он был очень жесток и в своих вопросах, и в своем решении. Через некоторое время я узнал, что вместо меня стали снимать другого артиста.

Но вот однажды мне передали: «Ларионов, срочно к Берсеневу!» Я побежал со всех ног в кабинет режиссера тогдашнего Театра им. Ленинского комсомола. Он беседовал с Сергеем Иосифовичем. Юткевич, завидев меня, сказал: «Ну вот, Севушка, завтра у вас первый съемочный день». — «Как вам это удалось?!» — «Да так как-то...» Быстро пересняли уже отснятые сцены, и я уехал со всеми в Китай. Помню, все спрашивал Юткевича: «Чем могу отплатить?» Он был человек саркастический: «Севушка, вы можете сделать мне какую-нибудь гадость». — «Мне бы этого очень не хотелось». — «Ну, тогда вы будете большим оригиналом». А перед Китаем мы снимали во Фрунзе. Жили в маленькой гостинице, где начались кражи. У Юткевича украли все, вплоть до лауреатских значков. А за день до этого ко мне в номер пару раз забегал какой-то подозрительный тип: «В преферанс не желаете?» Я тогда почему-то сразу подумал на него. Кинулся искать, обошел злачные места и к утру попал на вокзал. Наверное, мне помогало Небо: он сам выскочил на меня. Его «взяли». При нем нашлись лауреатские значки Юткевича. На рассвете я, счастливый, ворвался в его номер: «Сергей Иосифович, я нашел его!» Юткевич спал. Спросонья он поцеловал меня куда-то между носом и лбом и, отвернувшись к стене, снова заснул. Мы с ним дружили до его смерти.

Бесподобный Вока 6 июля 1987 года. Слева направо: Всеволод Ларионов, Александр Адабашьян и Марчелло Мастроянни на кинофестивале в Москве / Фото: РИА Новости

Вы упомянули фамилию Берсенева и ни слова не сказали, что состояли с ним в родственных отношениях...

— Иван Николаевич был художественным руководителем театра и мужем маминой двоюродной сестры — Софьи Владимировны Гиацинтовой. Это мои учителя.

Так же как и Серафима Германовна Бирман. Я помню, что когда поступал в школу-студию при этом театре, мы — молодежь — ее жутко боялись. Она стояла на знаменитой ленкомовской лестнице и, указывая пальцем на дверь, грозно кричала: «Вас ждут заводы!» В том смысле, что в театре из нас, бездарей, ничего дельного не получится...

То есть вы — «голубых кровей»?

— По матушке, по матушке...

Я недавно перечитывал ее воспоминания. Думаю, она меня простит, если приоткрою тайну: у нее были даже какие-то радостные личные отношения с Сергеем Есениным. Среди ее близких друзей были Владимир Маяковский, Баратынские, Голицыны, Толстые, Чаадаевы — это тоже наша кровь (не такие уж прямые родственники, но все же). Когда начинаешь углубляться в свои «корни», то понимаешь, что все так намешано и перепутано в этом мире. Прав был Булгаков — «как странно тасуются карты» наших жизней, встреч, удач и ошибок...

Бесподобный Вока На съемках «Сибириады» / Фото: Ковтун Анатолий

ОБ АВТОРЕ

Елена Булова — кинокритик и театральный обозреватель «ВМ», лауреат премии правительства Москвы.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.