Устами подростка. Юные экскурсоводы усилят музеи
Четверо школьниц-экскурсоводов из школы №1474 встречают слушателей в холле музея. Мы попадаем в группу девятиклассницы Евгении Петуховой, которая проведет нас по залам, посвященным приоритетам развития России в XXI веке.
— В качестве мультимедиа вы можете увидеть сайт «Россия удивляет», где представлены данные статистики, — Евгения подводит нас к интерактивному экрану. — Вы можете увидеть, что по сравнению с 2004 годом внедрение инноваций в России увеличилось.
Девочка показывает нам макет нефтедобывающей платформы «Приразломная», которая находится на Русском арктическом шельфе, и образец формы нефтяника. Другой экспонат — макет Рокского тоннеля, который в 2014 году был модернизирован к сочинской Олимпиаде 2014 года. Тоннель соединяет Северную и Южную Осетию.
Активнее всего аудитория реагирует на вопросы викторины. Мультимедийный терминал «Инвестиции в человеческий капитал» механическим голосом озвучивает вопрос — какое количество волонтеров принимало участие в проведении Олимпиады в Сочи? Наша группа дает неправильную версию — 40 тысяч волонтеров. Правильным оказывается ответ — 25 тысяч человек.
В следующем зале Женя подводит нас к терминалу, посвященному административно-территориальному делению России. Помимо информации о каждом субъекте Российской Федерации машина позволяет, к примеру, узнать реальное время в 11 часовых поясах страны или предоставляет информацию об объектах культурного наследия ЮНЕСКО, расположенных на территории России.
— Россия — многоконфессиональная и многонациональная страна, в которой проживают порядка 200 народов, — говорит девочка, указывая на витрины зала, в которых выставлены национальные костюмы, религиозные четки и другая атрибутика.
Евгения признается, что подготовка к экскурсии заняла у нее около месяца — девочка приезжала в музей заниматься под руководством научного сотрудника Игоря Суздальцева.
— Участие в проекте позволило мне усовершенствовать навыки ораторского мастерства, — делится с «ВМ» школьница. — История России мне интересна, особенно современная.
Слушатели экскурсией остались довольны. Педагог-организатор музея русского народного творчества «Заветный ключ» при школе № 1739 Елена Богданчикова была приятно удивлена интерактивными возможностями музея, которые на экскурсии представила школьница.
— Я взяла на вооружение идею интерактивных игр с вопросом и выбором ответа, — сказала Богданчикова. — В нашем школьном музее уже применяется такая концепция, но в более узком варианте. Это очень хорошая форма подачи материала, слушателям легко запоминать информацию.
Заместитель директора Городского методического центра Николай Антонов отметил, что музейная педагогика объединяет в себе все базовые ценности, на которых воспитывается подрастающее поколение.
— Очень здорово, когда экспозиции представляет подросток, — отметил он. — Дети-экскурсоводы говорят на понятном школьникам языке. В Москве более тысячи школьных музеев, и очень хотелось бы, чтобы они поддерживали этот проект.
Присоединиться к проекту может любой школьник. Для этого необходимо разместить в соцсети запись с хештегом «Ты нужен городу». Авторы самых интересных постов будут отобраны для обучения на площадках столичных музеев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антон Горянов, начальник управления музейновыставочной работы Департамента культуры Москвы:
- Столица не просто уникальна своими музейными коллекциями. Москва — крупнейший город в мире по количеству музеев. Сейчас их около 500, год назад их было 450. За год город прирос количеством работодателей для экскурсоводов. Экскурсовод — это основная музейная профессия, без которой не может существовать ни один музей. Поэтому проект очень нужен столице. Каждый москвич должен уметь провести экскурсию по своему любимому городу — любимому человеку, родителям, гостям. Даже если участники проекта не станут профессиональными экскурсоводами, они узнают город более глубоко и смогут рассказать о своей Москве — а у каждого она своя. Департамент культуры будет оказывать необходимое содействие проекту.
Ирина Белых, депутат Государственной Думы, инициатор проекта:
- Школа №1474 дала нам четырех замечательных девочек, которые на себе испытали, что такое «Московский экскурсовод» в таком серьезном музее. Сегодня здесь присутствовали представители департаментов и префектур - нам очень важно собрать воедино весь ресурс, чтобы ребята, которые хотят выбрать в дальнейшем профессию экскурсовода или познакомиться с ней в момент предпрофессиональной подготовки, могли получить широкий спектр знаний и практики. Практика - это музеи федеральные, московские и пешие экскурсии по Москве.
СПРАВКА
В число юных гидов вошли самые активные ребята, чьи работы по результатам круглого стола в Государственной думе были признаны лучшими.
В рамках проекта стать экскурсоводом может стать любой — будь то школьник или пожилой человек. Критерием отбора гидов является знание столицы. Ранее для участников проекта прошла экскурсия по Госдуме, в ходе которой ребята побывали на выставках «Достояние России. Страницы истории» и «Красота Божьего мира», а также увидели Москву с высоты 15-го этажа и даже посидели в креслах депутатов.