Полеты наяву
Один из последних подобных разговоров, что возник недавно у нас с коллегами, случился аккурат после завершившегося Года российского кино. Он заставил задуматься: а каких, собственно, фильмов нам сегодня не хватает? Проанализировать ситуацию помогли статистика и соцсети, которые, как к ним ни относись, довольно объективно отображают срез мнений. Ситуация, скажу я вам, открылась прелюбопытнейшая.
Так, на отсутствии «качественной российской фильмы» при опросе настаивают 20 процентов респондентов. Но лишь 3 процента зрителей считают, что им такого кино действительно недостает, а треть респондентов жалуются на отсутствие фильмов «типа старых советских». То есть 30 процентов опрашиваемых настаивают, что кино, производимое в СССР до 1990 года, обладало уникальными особенностями и чертами, недоступными современной российской киноиндустрии с ее новомодными компьютерными эффектами.
Не менее любопытно и отношение зрителей к массированной атаке патриотического военного фильма, щедро финансируемого в последнее время Фондом кино и активно продвигаемого прокатчиками. В соцсетях некий «искушенный зритель, смотревший все военные советские фильмы», подытожил мнение целого пласта киносообщества, заявив, что ему претят суррогат и идиотские штампы, «где человек в ППШ и шапке-ушанке от Киры Пластининой называет себя партизаном второй мировой». Его поддерживают представители старшего поколения, готовые в сотый раз пересматривать Чухрая, Бондарчука-старшего, Ромма и Быкова — режиссеров, познавших вой ну на собственном опыте. Этот пласт зрителей, обжегшись на первых подобных «образцах», не желает теперь ходить «на псевдовоенные аттракционы Бондарчука-младшего». Хотя молодежь, некогда «подсаженная» на голливудское кино, развернулась к отечественной кинопродукции именно благодаря картинам Федора Сергеевича. Но самое любопытное, что 62 процента опрошенных разных возрастов, находящихся по разные стороны этой баррикады, сходятся в том, что лучшим военным фильмом был и остается «В бой идут одни старики».
23 процента опрошенных считают, что им «не хватает взрослого кино», притом что «кино для взрослых» у нас навалом. Имеется в виду отсутствие фильмов о серьезных отношениях взрослых людей, драматичных сюжетов, ставящих сущностные вопросы бытия, далеких от криминала и от дешевеньких мелодрам с высосанными из пальца коллизиями. 8 процентов опрашиваемых считают, что им не хватает «душевного» кино, а 2 процента обращают внимание на то, что у нас практически полностью отсутствует кино «детское» и «подростковое», такое как «Буратино» или «Москва-Кассиопея». И наконец, о чудо! 17 процентов зрителей искренне считают, что «российскому кино всего хватает». Это тот сектор зрителей, которые активно посещают кино фестивальное, в основном состоящее из авторских фильмов. Только найти эти фильмы на кинокарте города порой бывает непросто.
Возвращаясь же к разговорам о кино с героями «давно минувших дней», замечу, что в этом плане зрительское сообщество поделилось так: 64 процента готовы смотреть кино на исторические темы с вымышленными персонажами, 23 — не доверяют современным российским историческим фильмам, герои которых не особенно рефлексируют по поводу «исканий духа», присущих князю Мышкину. А 84 процента с удовольствием воспринимают такого героя, если это реальный исторический персонаж, как, например, космонавт Леонов в фильме «Время первых». И испытывают гордость за подобного киногероя.