Елена Яковлева: Мы не пропадем!
О своей жизни вне государственных сцен, а также о том, почему она решила участвовать в спектакле Театра им. А. С. Пушкина, актриса рассказала в интервью «ВМ».
— Этот спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Кена Людвига, которая 20 лет назад шла на Бродвее. Почему именно она?
— Для начала хочу снять все домыслы: я не возвращаюсь в репертуарный театр. Не хочу. Наверное, потому что уже вкусила яда свободы. И зачем было уходить из «Современника» — чтобы потом снова вернуться в театр? Это просто спектакль.
Так делают многие актеры — играют по приглашению. Так сложились обстоятельства, что предложение от Пушкинского театра мне пришлось по душе. Пьеса понравилась тем, что это комедия. В основном предлагали разные драмы, трагедии. А хочется смешного, задорного! Режиссер Роман Самгин уже давно работает с этой пьесой, все артисты потрясающие (в главной мужской роли играет Игорь Бочкин. — «ВМ»). Может получиться веселый спектакль.
Думаю, довольно большая часть зрителей ходит в театр для того, чтобы получить удовольствие. Можно, конечно, поработать и пошевелить мозгами. Это есть и в нашем спектакле, но без перегибов: мы хотели подарить зрителям улыбки, а не нагружать их думами.
— Когда вы уходили от Галины Волчек, среди прочего сказали, что «театр стал абсолютно другим — таким, как все». Возможно, проблема не в одном «Современнике», а во всем театральном процессе?
— Уходя, я говорила только о себе. Оттого и не люблю общаться с журналиста- ми — они все передергивают. Хотя вы правы в том, что сейчас в театрах очень много экспериментальных начинаний. Идет поиск режиссеров, новых лидеров, форм. Это нельзя назвать безвременьем — поиск должен быть всегда. Сейчас молодые режиссеры, берясь за классику, конечно, пытаются придумать что-то эдакое, устраивают выкрутасы.
Я бы хотела сыграть в «Вишневом саде», и по возрасту вроде бы подхожу, но понимаю, что идти на эксперименты и новые трактовки я не готова.
— С журналистами общаться не любите, а со зрителями, судя по всему, очень даже. Поэтому так много ездите по России с творческими вечерами.
— Да , с ними иной раз бывает интересней разговаривать, чем с представителями вашей братии. Люди, которые приходят на творческие вечера, всегда открытые. Получается настоящий прямой разговор. Задают вопросы о фильмах с моим участием, которые я совершенно забыла. Благодаря этому возвращаюсь в то прекрасное прошлое, с удовольствием окунаюсь в воспоминания…
Свет в зале я никогда не выключаю, чтобы видеть, насколько наша встреча интересна людям. Если никто не сидит в телефоне, не опускает глаза, не отворачивается от сцены — значит, разговор получается. Для меня это каждый раз — экзамен на три часа, ведь потом нельзя ни подредактировать, ни перезаписать… После такого тесного общения часто приходят какие-то свежие мысли, открывается другой взгляд на привычные вещи. Такие встречи со зрителями для меня — как зарядное устройство.
— Но и времени на такую «подзарядку» уходит немало...
— Если учесть к тому же, что я еще играю в антрепризных спектаклях, снимаюсь в продолжении телесериала «Склифосовский», получается, «ни минуты покоя». Но если бы мне все это не нравилось, я бы этим не занималась.
НАЧНУ С УБОРКИ
— Обычно артист привносит в образ героя что-то свое, опыт или наблюдения. А герои меняют вас?
— Подспудно так всегда и происходит. У меня с моими героями происходит неосознанный взаимообмен. После каждой роли я сама немного меняюсь.
— Вы можете представить, что однажды этот взаимообмен прекратится и ролей не будет?
— Что тут представлять? Это самая страшная перспектива, о которой, наверное, думает каждый артист. У нас ведь профессия зыбкая, зависимая. Сегодня что-то есть, а завтра — не будет. Что я буду тогда делать, не знаю. Эти мысли в себе не культивирую — гоню их. Да, случаются порой внутренние вспышки паники, но, слава богу, ненадолго: вдруг раздается телефонный звонок, и что-то тебе предлагают. И, может быть, иногда хватаешься не за то…
— И все-таки чем займетесь без ролей? Бизнесом?
— Бизнес и я — понятия несовместимые. Наверное, начну с генеральной уборки.
— Кинопроизводство в России в последние годы хвалят. Вы согласны с этим?
— Условия на съемочной площадке стали лучше. Я вспоминаю времена, это были 80-е и 90-е, как мы без вагончиков, воды, обеда на съемочной площадке работали. Без, простите, туалета — каждому нужно было куда-то отбегать. Даже в начале нулевых это было. Только сейчас какие-то удобства для актеров стали создавать.
Мы-то, артисты постарше, привыкли ко всему. Многие, и я в том числе, сетуют на молодое поколение актеров, что они стали капризными, требовательными. Так они же на этих удобствах выросли. Мне кажется, что отрицательный опыт в данном случае полезнее: мы не пропадем, ко всему можем приспособиться — им же будет сложнее, если вдруг что.
— Что именно?
— Пофантазируем. Вот представьте, что у нас, актеров, будет сильный профсоюз (которого сейчас, кстати, нет). И если будет реальный кастинг — не как сейчас, для галочки, будут выстраиваться длинные очереди на какой-нибудь маленький эпизод. Тогда молодежь и поймет, что вагончики на их первых работах, после которых они посчитали себя звездами, были авансом. Звезды делаются не так. Мне кажется, со временем все станет жестче.
НИКАКИХ РАЗОЧАРОВАНИЙ
— Еще года три назад вас можно было увидеть на ТВ в качестве ведущей. Почему оставили это дело?
— Этот период был у меня долго — лет пять. Поначалу было очень интересно, а потом такой каждодневный труд превратился для меня в рутину. Я поняла, что это не мое. Я артистка. Работа на телевидении — это другая профессия. Если ее полюбить, то на все остальное времени не хватит. Надо было бросать актерство или оставлять его в качестве хобби. Я не готова к такому. Сейчас поступают предложения вернуться в телеведущие, и они заманчивы. Но памятуя о предыдущем опыте, пока воздерживаюсь.
— Что вас разочаровывает в жизни?
— По большому счету, ничего. Сын, слава богу, не разочаровывает. Муж тоже. На съемочной площадке режиссеры меня не обижали и не обижают — мне везет, всегда работала с адекватными людьми, а не с истериками. Иногда расстраиваюсь, когда невкусно ем. Если учесть, что это у меня получается, по большому счету, раз в день, то хотелось бы чего-то вкусного. Но это все мелочи.
— А то, что вы теперь пенсионерка?
— Осознаю. Осталось это только официально оформить. Никак руки не доходят. Времени нет — нетипичная я пенсионерка. Расстраиваюсь, конечно, из-за внешних изменений, неизбежных. Я же нормальный человек. Но понимаю, что бороться с этим нет смысла по той простой причине, что против природы не попрешь. Какие-то косметические процедуры делаю, но кардинально ничего не предпринимаю.
Уколы красоты тоже пока не для меня — потом надо отлеживаться и дня три не сниматься, лицо будет «отходить». Возможно, когда будет больше времени…
— А как вы отдыхаете?
— Или смотрю телевизор, или читаю. Сейчас у меня на столе роман «Авиатор» Евгения Водолазкина. Не могу сказать, что люблю современную русскую литературу, но знакомлюсь. Перечитала всего Алексея Иванова — мне он нравится, читаю — как кино смотрю. Неплохое ощущение!
СПРАВКА
Елена Яковлева родилась 5 марта 1961 года на Украине в семье военного. Окончила мастерскую Владимира Андреева в ГИТИСе. С 1984 по 2011 год работала в театре «Современник». Одна из любимейших актрис режиссера Петра Тодоровского. Именно роль в его фильме «Интердевочка» (1989) принесла актрисе известность. В ее фильмографии около 60 киноролей и 27 работ в сериалах. Замужем за народным артистом России Валерием Шальных, у них есть сын Денис.