Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Столичный опыт. Современные школьники не представляют уроки без интерактивных досок и цифровых лабораторий

Общество
Столичный опыт. Современные школьники не представляют уроки без интерактивных досок и цифровых лабораторий
Ученики 2-го класса школы № 1560 Абул Мона Роман и Мария Кураптева учатся писать и читать, используя планшеты / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Практика московских школ в области «электронного образования» будет распространяться по всей стране. Пять самых главных преимуществ проекта выделила «ВМ».

Проект «Московская электронная школа» — сокращенно МЭШ — был запущен в 2016 году. Изначально к нему присоединились всего шесть столичных школ. В этом учебном году МЭШ охватит и остальные. С 1 сентября этого года к проекту подключились около 170 учебных заведений. Среди них и школа № 1560 «Лидер».

1. Техническое оснащение

На уроке биологии ученики 6-го класса с помощью цифрового микроскопа изучают состав воды, взятой из озера.

Изображение сразу выводится на экран компьютера. Ребята не только видят картинку хорошего качества, но и записывают видео: в поле зрения попал обитающий в озере ручейник.

— Раньше минут 15–20 от урока уходило на объяснение, как работать с микроскопом. Сейчас все управляется одной кнопкой, — отмечает плюсы современного оборудования учитель биологии Сергей Александров.

Несмотря на то что школа № 1560 к проекту «Московская электронная школа» присоединилась только две недели назад, техническое оснащение учебных корпусов идет в течение последних пяти лет.

Уже сегодня в рамках МЭШ во всей школе есть скоростной интернет, в коридорах можно «поймать» бесплатную беспроводную сеть. У каждого учителя есть собственный ноутбук, ученики на уроках пользуются планшетами.

И конечно же, во всех классах появились интерактивные панели — школьные доски нового поколения.

2. Сценарии уроков

Педагоги учатся грамотно использовать потенциал оборудования. На помощь новичкам приходит единая библиотека сценариев уроков по разным предметам.

— МЭШ — это мегаресурс, где сосредоточено большое количество обучающего материала, который отбирает Городской методический центр, — говорит учитель математики и информатики школы № 1560 Александр Веретельников. — Поэтому даже если педагог еще не умеет создавать собственные сценарии, он все равно спокойно может работать в этой системе.

Сам Веретельников уже получил грант мэра Москвы за разработку сценариев уроков по информатике.

— Электронная школа помогает выйти за рамки обычного урока, — считает педагог. — В задачах раскрывается не только информатика, но и, например, история Москвы.

Один из уроков Веретельникова посвящен звездам на башнях Кремля. В МЭШ урок получается насыщенным и разнообразным.

Объяснения учителя сопровождаются видеороликами и презентациями. А тесты для ребят нередко напоминают компьютерную игру.

Столичный опыт. Современные школьники не представляют уроки без интерактивных досок и цифровых лабораторий  Бумажные карточки, которые держит в руках московский первоклассник 1973 года Сережа Каныгин, уже ушли в прошлое / Фото: Олег Булдаков/ТАСС

3. Мотивация к учебе

Такой подход к обучению, с одной стороны, адаптирует учеников к реалиям современной жизни, с другой — повышает их мотивацию к занятиям.

— Конечно, интерактивная доска не может заменить учителя, но то, что на такие уроки дети идут с большим удовольствием, — факт, — утверждает Илья Новокрещенов, директор школы «Покровский квартал», которая одной из первых присоединилась к МЭШ.

Кстати, в школах, участвовавших в пилотном проекте, успеваемость учеников увеличилась на 15 процентов. На рост показателей качества обучения детей надеется и директор школы № 1560 Ирина Жданова.

— Проект «Московская электронная школа» удобен в плане проработки материала, — говорит она. — Ребенок всегда может зайти в систему и повторить любой урок.

4. Портфель должен быть легче

Еще один плюс — меньше бумаги. На уроках ребята используют электронные учебники. В будущем в портфеле будет один планшет. Ведь уже сегодня носить дневник с собой не обязательно. Оценки и домашние задания отображаются в электронных журналах и дневниках.

— Очень удобно, — дает оценку сервису ученица 8-го класса Анастасия Шишулина. — Сразу после урока можно посмотреть оценки, которые ты получил. Кроме того, там есть наш классный чат, где мы обсуждаем школьные новости.

Впрочем, иногда система подвисает. Но программисты обещают исправить все недочеты.

5. Контроль

А тем временем о плюсах «электронной школы» говорят родители. Ведь они всегда знают, был ли их ребенок на занятиях и как у него с успеваемостью.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ  

Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы:

— Когда шесть лет назад мои коллеги из других городов звонили и спрашивали: «Когда буду в Москве, какую школу можно посмотреть?» — мне было очень легко отвечать, это был очень недлинный, много лет практически не менявшийся список из нескольких десятков школ.

Но примерно с 2014 года стало сложнее, список таких школ стал каждый год значительно расширяться. А вот теперь в этом году стало опять легче, потому что можно просто отвечать — любую. У нас сегодня бывают сотни коллег из десятков городов России и из других стран, и они видят, что каждая школа — это точка входа в надежную московскую систему образования, объединенную общегородскими возможностями и проектами. Например, «Московская электронная школа» расширяет возможности каждого учителя, а значит, и каждой школы. Инженерные, медицинские, кадетские, академические, курчатовские классы есть в каждом межрайонном совете директоров и дают возможность каждому школьнику выбрать профессию и подготовиться к ее получению.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Подкасты