Идущие к счастью. Организатор встреч российских буддистов с Далай-Ламой рассказала, как живут его столичные ученики
В нашу страну сотни лет назад учение Будды пришло из Тибета. Но сегодня российская граница оказалась непреодолимым препятствием для главного буддиста всего мира – Далай Ламы XIV Тензина Гьяцо. Но в Москве и других городах России интерес к вере в путь к Просветлению только растет. О сегодняшнем положении буддистов в столице корреспонденту «ВМ» рассказала директор Фонда «Сохраним Тибет» Юлия Жиронкина.
ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ БУДДИСТЫ
- Юлия, расскажите, насколько сегодня высок интерес к буддизму в российском обществе?
- Важно понимать, что сейчас интерес к учению Будды проявляют две группы людей. Первая группа – традиционные буддисты России. Тибетский буддизм на протяжении более чем четырехсот лет был основной религией, основным духовным стержнем целого ряда регионов нашей страны. Этим мы принципиально отличаемся, к примеру, от стран Запада. Для нас учение Будды – не новое явление. Оно всегда присутствовало здесь. Калмыки, буряты или тувинцы исповедуют его на протяжении сотен лет. Конечно, нужно понимать, что относительно недавно им пришлось сделать довольно долгий перерыв в своей регулярной практике. В Советском союзе открыто исповедовать какую бы то ни было религию было просто невозможно.
- После распада СССР в российской буддийской среде также началось духовное возрождение?
- Так и есть. Как только исповедование буддизма стало снова возможным, люди устремились к Далай-Ламе и другим тибетским учителям, чтобы возродить традиционные связи. Сейчас общины Калмыкии, Бурятии и Тувы представляют очень активную и динамично развивающуюся часть населения как своих республик, так и других регионов, в которых они проживают.
- А вторая группа?
- Вторая группа – так называемые новые буддисты, предки которых исповедовали христианство, другие религии или в недалеком историческом прошлом были атеистами. В основном эти люди сосредоточены в крупных городах России – в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и других. Сейчас традиционные и новые буддисты – две активные группы, находящиеся в довольно плотных взаимоотношениях.
НАСТАВНИК ЗА ГРАНИЦЕЙ
- Юлия, духовным наставником большинства буддистов сегодня считается Далай-Лама XIV Тензин Гьяцо. Но он не может въехать на территорию России. Как вы решаете эту проблему?
- На протяжении многих лет наш Фонд занимается организацией учений Далай-Ламы – за рубежом в Индии и Латвии. К сожалению, мы не можем пригласить Его Святейшество в Россию по множеству независящих от нас и большей частью политических причин. Но мы делаем все возможное, чтобы наши калмыки, буряты, тувинцы и русские последователи учения Будды получили возможность встречаться с Далай-Ламой.
- Много людей из России приезжают на эти встречи?
- Подобные площадки за пределами страны оказались очень востребованными. Там люди знакомятся друг с другом, налаживают контакты. Если раньше традиционные буддисты и буддисты больших городов не всегда пересекались друг с другом, то сегодня они представляют собой одно большое сообщество, в котором все чувствуют себя очень комфортно.
- При том, что Далай-Лама не может приехать в Россию, к нам регулярно приезжают другие тибетские учителя. Насколько часто это происходит сейчас?
- Буддийских учителей довольно много, и они действительно часто приезжают сюда. Мы сами приглашаем наставников, многие из которых рекомендованы лично Далай-Ламой. Вопросы организации многих подобных встреч и общения русских буддистов с учителями, относящимися к традиционной для нашей страны тибетской школы Гелуг (одна из 4 традиционных духовных школ Тибета, в традициях которой воспитывались все Далай-Ламы в истории – «ВМ»), а также с наставниками других школ курирует лично верховный лама Калмыкии Тело Тулку Ринпоче, официальный представитель Далай-Ламы в России, Монголии и странах СНГ.
ГОРОД, ИДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ
- В Москве до сих пор нет буддийского храма, но известно, что буддисты столицы ведут себя довольно активно. Как сейчас развиваются различные буддийские центры города?
- Московская духовная жизнь в этом отношении действительно очень активна и очень разнопланова. Не проходит недели, чтобы столицу не посетил кто-либо из духовных наставников. И я не преувеличиваю. У москвичей очень широкий выбор. Здесь можно встретить учителя любого направления, найти свой собственный путь, тот, что подходит каждому наилучшим образом. Раньше это было просто невозможно.
В советское время мы могли только мечтать о знакомстве с этими людьми, духовными наставниками. Чтобы пообщаться с ними, нужно было отправляться в Тибет или Индию. К несчастью для тибетцев, вынужденных из-за китайской оккупации покинуть родную землю и найти пристанище в разных уголках земного шара, и к счастью для их западных последователей сегодня встречи с учителями стали намного реальнее.
Теперь мы можем постоянно общаться с ними. Но все-таки тот факт, что они лишились родного дома, остается очень печальным (в 1959 году после неудачного восстания тибетского духовенства и части населения против китайских властей Далай-Лама XIV был вынужден покинуть свою резиденцию в Потале и бежать в Индию. К нему присоединилось большинство духовных учителей Тибета. Сейчас резиденция Далай-Ламы находится в индийском городе Дхарамсала. Здесь же расположилось тибетское правительство в изгнании. – «ВМ»).
- Какие еще источники знаний об учении Будды есть в арсенале столичных буддистов, помимо непосредственной беседы с духовными учителями?
- Без слова, в том числе и печатного, усвоить многие тонкости, да и основы буддизма непросто, поэтому еще одна сфера деятельности нашего Фонда – издание книг. Мы переводим на русский язык тексты, рекомендованные лично Далай-Ламой, и делаем их доступными для самого широкого круга читателей. Мы регулярно встречаемся с Его Святейшеством. Благодаря содействию Тэло Тулку Ринпоче у нас есть возможность получать его рекомендации, а затем претворять их в жизнь. Книги ведущих буддийских учителей сегодня переводятся на русский язык с тибетского, с санскрита и с английского.
- Несмотря на большое количество буддийских центров в Москве, известно, что они действуют независимо друг от друга. Они очень разобщены. Есть ли надежда на то, что буддисты столицы превратятся в некую единую силу? Возможно, именно такого единения не хватает, чтобы в городе, наконец, появился первый храм Будды…
- В сегодняшней ситуации действительно наметилось движение в сторону единения и сотрудничества между буддийскими центрами Москвы. Но это молодая, новая тенденция. Необходимо, чтобы прошло некоторое время, прежде чем мы увидим результаты. До недавнего времени общины существовали очень разрозненно, сами по себе. Шел этап становления. Люди только знакомились с буддизмом и его учителями, буддийские общины нарабатывали свой круг.
Сейчас, когда общины укрепились, понимают свои цели и задачи, когда выстроены хорошие отношения с наставниками, они стали смотреть в сторону друг друга. Мы тесно сотрудничаем с многими организациями, стараемся помогать и поддерживать различные центры. Пройдет немного времени и между всеми буддийскими общинами в столице установятся прочные дружеские отношения. Но пока это только первые шаги навстречу друг другу. Это действительно одна из причин, почему до сих пор в Москве не построен буддийский храм, хотя в нем есть потребность. Особенно сильна она для традиционных буддистов. Не секрет, что довольно много выходцев из Калмыкии, Бурятии и Тувы живут в нашем городе. Возможно, не все из них упорно практикующие буддисты, но в их сердцах живет очень сильная вера. Для таких людей храм просто необходим. Русские люди, посещающие буддийские центры, наверное, способны найти для себя уголок, чтобы почитать книги, сделать практику или послушать лекцию. Но традиционные буддисты по-настоящему страдают без храма.
ВЕРА, ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
- Многие специалисты считают, что интерес к буддизму в России и странах Запада в последние десятилетия сильно вырос. С чем это связано, на ваш взгляд?
- Например, для русских, так называемых новых буддистов учение Будды – в первую очередь философия. Для большинства интересующихся людей на Западе дело обстоит точно таким же образом. Далай-Лама часто делит буддизм на три категории: вера, философия и наука о функционировании сознания. Это позволяет подходить к учению Будды с разным настроем. Для западного человека очень интересен научно-философский подход. Вера приходит потом.
- Как к подобному подходу относятся духовные лидеры?
- Если об этом говорит сам Далай-Лама, то, думаю, ясно: этот подход вполне приемлем. В этом нет ничего предосудительного. Он полагает, что философская и научная составляющие буддизма могут быть полезны для самой широкой публики, необязательно буддистов. Он призывает людей «экспериментировать» с учением Будды. Применять те или иные буддийские принципы в повседневной жизни и смотреть на результаты, беря на вооружение то, что действительно работает.
- Выходит, буддизм не терпит догматизма?
- Сам Будда Шакьямуни говорил монахам, что не стоит верить ему на слово. Каждое его утверждение необходимо проверить самим, на личном опыте. Только так можно уяснить правоту учителя и истинность учения. Например, золотых дел мастер проверяет высокопробное золото, подвергая его горению, трению и рассечению. Тот же принцип применяется и в учении. И только после тщательного анализа, проверив учение, восприняв его, человек может уверенно назвать себя буддистом и следовать этому пути. В противном случае лучше подождать с громкими заявлениями.
СТРЕМЛЕНИЕ К ХРАМУ
- Юлия, с какими проблемами сегодня приходится сталкиваться буддистам в Москве?
- Признаться честно, в последние годы буддистов несколько смутил «пакет Яровой». Пока мы ни разу не сталкивались с какими-то реальными трудностями, сопряженными с этим законом, но некие опасения и неопределенность все же присутствуют. Многим до сих пор не до конца понятно, как следует проводить буддийские мероприятия в сегодняшних условиях. Согласно действующему законодательству, лучше всего действовать в специально оборудованном для отправления культа помещении, проще говоря – в храме. Но его все еще нет на территории Москвы. И остается некоторое напряжение. Эти вопросы очень часто обсуждаются. Но пока мы практикуем так, как и практиковали, не испытывая неприятностей. В большинстве своем люди довольны. Но есть иная проблема, которая многие годы не может разрешиться.
- Какая проблема?
- Это отсутствие Далай-Ламы, невозможность его приезда в Москву. Если бы этот вопрос можно было решить, жизнь буддистов в Москве и в России в целом изменилась бы к лучшему настолько сильно, что мы даже не можем себе этого представить. Далай-Лама приехал в 2004 году в Калмыкию. На тот момент в центре Элисты не было буддийского храма, места, которое объединяло бы всех буддистов. Там существовал монастырь, но он стоял на задворках города и был относительно небольшим. И вот Его Святейшество по прибытии благословил место для постройки нового храма. И он вырос буквально через год и стал сердцем духовной жизни республики. Я могу только надеяться, что однажды Далай-Лама приедет в Москву и точно так же коснется своим благословением столичной земли. Мы уверены, что тогда здесь тоже вырастет прекрасный храм, который поспособствует объединению всех буддистов. Нам не хватает именно этого
- На востоке различные буддийские школы называют сектами. Это слово в России обладает негативным значением. Буддийские сообщества, как правило, открыты для внешнего мира. Но нет ли у них конфликта друг с другом?
- Если говорить о нас, то Фонд открыт буддийским общинам. Мы готовы к сотрудничеству, к контакту, обмену информацией и совместному развитию. Никакого противостояния между нами и какой-либо из буддийских общин не существует. И все мы озабочены одними и теми же вопросами. Вот только хотелось бы видеть более активные шаги, серьезные действия по их решению. Это относится как к проблеме отсутствия храма в нашей столице, так и к вопросу о приезде Далай-Ламы.
РУССКОЕ УЧЕНИЧЕСТВО
- Любая религия традиционно связана с определенным народом. Иногда это вызывает проблемы во взаимопонимании его представителей с верующими других национальностей. Как тибетские учителя относятся к русским последователям учения Будды?
- Приезжающие к нам наставники относятся к своим русским ученикам очень хорошо и радуются интересу к буддизму со стороны русского населения нашей страны. Но тут есть нюанс. Все учителя, начиная с самого Далай-Ламы предостерегают: не стоит спешить называть себя буддистом. Нужно обрести непоколебимую уверенность, что этот путь вам подходит. Принимать или менять веру – сложное дело, которое может быть совершенно необязательным для человека. Можно скоропалительно принять буддизм и запутаться. Но если интерес действительно глубокий, учителя этому только рады.
- Но если человек не планирует принимать буддизм, а просто интересуется его философскими основами, он может беспрепятственно получить необходимые знания?
- Конечно. Он может читать буддийские книги, посещать лекции, не считая и не называя себя при этом буддистом. Никто не может этого запретить. Человек может оставаться в своей традиции, но при этом перенять некоторые буддийские методы. Они могут принести пользу людям вне зависимости от их веры.
- Разве у буддистов нет стремления привести весь мир к своей вере? Во многих религиях есть претензия на истинность в последней инстанции…
- Посудите сами. Далай-Лама говорит, что сегодня в мире живут семь миллиардов человек. Сложно представить, что какая-либо религия будет истиной в последней инстанции для всех. Если мы собираемся искать общий язык для всех, то мы его без труда найдем – это язык светской этики. Но это не мешает нам брать из разных традиций самые яркие жемчужины. В частности в буддизме это техники работы с нашим умом, с эмоциями. В этом нуждаются люди вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности. Всем нам нужно развивать в себе сострадание, терпение. Всему этому могут научить буддийские учителя, и они будут рады, если человек придет к ним за этими знаниями.
- Можно сказать, что буддизм наиболее эффективное учение для сегодняшнего общества?
- Я бы не стала так говорить. Если обратиться к словам Будды, то он, как считается, преподал восемьдесят четыре тысячи различных учений. Он говорил о том, что люди отличаются друг от друга по своим ментальным наклонностям, внутренним предрасположенностям. Он давал различные варианты практики в соответствии с особенностями своих учеников. На различные религии можно посмотреть под таким же углом зрения. В каком бы времени мы ни жили – в прошлом или настоящем – всегда существуют люди с разным складом ума. И буддизм, и христианство, и ислам, и иные верования будут подходить определенным людям, с определенными склонностями. Если говорить об эффективности буддизма сегодня, то скорее речь пойдет об эффективности его учителей. Они стараются работать с людьми вплотную и объяснять многие вещи на понятном им языке. При этом буддизм не составляет никакой конкуренции христианству, исламу или иудаизму. - Верно и обратное. У всех традиций есть свои последователи, которые ощущают правильность выбранного пути.
- Но если бы буддизм не был эффективен сегодня, он бы не привлекал такого количества как верующих, так и людей просто интересующихся. Чем может заинтересовать жителя современного большого города именно эта религия?
- Для каждого человека всегда, будь то в прежние времена, или сегодня, важна духовность. И духовные вопросы – это то, что должно интересовать нас в первую очередь. Время не играет здесь ключевой роли. Мы родились и живем сегодня, в эту эпоху развития человечества. Она – единственное, что у нас есть. Наша задача – найти ответы на самые главные вопросы своей жизни. Для чего мы живем? Откуда в мире появляется несправедливость? Почему ты раз от раза встречаешь несчастных людей и почему сам иногда чувствуешь себя несчастным? И как найти счастье? Буддизм привлек меня тем, что давал исчерпывающие ответы на все эти вопросы. Но опять-таки нужно понимать, что ответы на эти вопросы можно найти в любой религии. Ты выбираешь сердцем ту, чьи ответы для тебя более убедительны.
- Такие ответы можно отыскать и в книгах, и в кинематографе…
- Верно. Культура предлагает свои варианты. Но буддизм отличается тем, что здесь решения преподносятся в очень сжатой, сконцентрированной и одновременно полной форме. Можно просто открыть книгу, посвященную учению, и ответы просто посыплются на тебя. А в художественной литературе или кино они могут быть размазаны или завуалированы. Читателю или зрителю придется приложить много усилий, чтобы отыскать их.
- Выходит, секрет буддизма в концентрированном изложения информации?
- Ответов в буддизме действительно очень много. Единственное, что от тебя требуется здесь: проявить упорство в своих занятиях. Нужно постоянно совершать три важных действия: слушать, размышлять и медитировать. Они обязательно приведут тебя к ответам на все твои вопросы.
МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ-ТАКИ МЫ БУДДИСТЫ...
- Юлия, мы выяснили этническую картину российского буддизма. Теперь хотелось бы увидеть социальную. Можно ли сказать, что на путь к просветлению встают люди определенных профессий или статуса?
- Вне всякого сомнения сегодня буддизмом интересуются самые разные люди. Иногда даже удивляешься, насколько пестрая компания приезжает в Ригу на организованные нами учения Далай-Ламы. Это могут быть деревенские жители из какого-нибудь дальнего уголка Бурятии, приехавшие за благословением. Эти люди всем сердцем буддисты. И вместе с ними приезжают очень известные личности, например, очень часто на учениях бывает Борис Гребенщиков. В одном месте собираются представители интеллектуальной элиты и самые простые люди. И это говорит только об одном: учения, дарованные буддийскими наставниками миру, сегодня, как и во времена Будды, отвечают нуждам и чаяниям всех. Когда Далай-Лама учит, его слова оказываются созвучными с мыслями всех его учеников.
- Сегодня мы часто слышим, что у слишком разных людей часто возникают проблемы в общении друг с другом, а у верующих людей могут возникнуть трудности во взаимоотношениях между ними и обществом. Как вы решаете эту проблему?
- Буддист – по определению человек, у которого не должно быть больших проблем с взаимопониманием между ним и окружающими людьми. Дело в том, что в буддизме есть одна очень важная заповедь – не проповедовать. Считается, если человек готов к восприятию буддийских учений, он сам придет к тебе или кому бы то ни было из учителей и попросит пояснить. Лучше всего, если он попросит не один, а три раза. Только после этого можно передать ему какие-то сложные и серьезные учения. Буддист не идет в народ с лозунгом: «Следуйте за мной!», - или с утверждением: «Вы должны непременно принять буддизм!». Именно поэтому настоящий практикующий учение не встречает агрессии в свой адрес. Более того, его основная мотивация, диктуемая учением Будды – принести пользу другим живым существам.
- К сожалению, у нас далеко не все готовы принять помощь от религиозного человека. До сих пор к восточным религиям в обществе есть предубеждение. Как быть?
- Здесь есть тонкий момент, который осознается буддистами. Кого бы буддист ни встречал на своем пути, он стремится быть максимально полезным для этого человека или существа. А для того, чтобы быть полезным, нужно понимать, что за человек оказался перед тобой. Ты должен его увидеть и прочувствовать. Только так ты поймешь, на каком языке говорит этот человек. Если ты хочешь помочь ему и рассказать, что он должен воздерживаться от причинения вреда людям и животным или стараться сдерживать свой гнев, потому что он приносит много неприятностей и ему, и его близким, его семье, совсем необязательно доносить эти вещи на языке буддизма. Ты можешь просто не называть себя буддистом и не использовать всей сложной терминологии, которой предостаточно в учении. Если ты испытываешь искреннее желание помочь, то, оставаясь буддистом в своем сердце, сможешь сделать это так, что человек даже не заметит твоей религиозности. Вот это просто высший пилотаж.
P.S. В конце нашего разговора Юлия сказала мне, наверное, самое главное из учений тибетских монахов. Далай-Лама любит повторять: «Цель человеческой жизни – счастье!». Все, что должен каждый из нас этому миру, - быть счастливым и помогать становиться счастливыми всем остальным.
СПРАВКА
Юлия Жиронкина родилась в 1969 году, но сказать, сколько ей лет, не задумываясь, не может. Объясняет: буддисты не считают свои года и не отмечают дни рождения.
Буддизмом заинтересовалась вместе с мужем в 90-е годы, когда в стране только появилась возможность открытого духовного поиска. На данный момент Юлия вместе с мужем работает в Фонде «Сохраним Тибет». Все проекты супруги ведут вместе. Они утверждают: в их семье царит полная гармония.
Семья Юлии поначалу к буддизму отнеслась насторожено, но когда рядом с нею начали появляться настоящие учителя и монахи, само их присутствие сняло все вопросы. Родители Юлии поняли: рядом с их дочерью находятся лучезарные, счастливые люди, которые не представляют опасности, а стремятся искренне помогать друг другу и своим новым русским друзьям.
Фонд «Сохраним Тибет» работает совместно с Центром тибетской культуры и информации. Духовное руководство обоими осуществляет верховный лама Калмыкии, официальный представитель Далай-Ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!