Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Журналист «Вечерки» спас участника автомобильного пробега

Общество
Журналист «Вечерки» спас участника автомобильного пробега
30 сентября 1933 года. Редакционная машина «Вечерки» на встрече вернувшихся участников пробега. Рядом с шофером — кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. На заднем сиденье, слева направо: журналистка «ВМ» Валентина Мильман, писатель Исаак Бабель, журналист «ВМ» Евгений Бермонт.  / Фото: Российский государственный архив литературы и искусства. Фонд 1923, опись 3, дело 150, лист 3
30 сентября исполняется 85 лет со дня финиша автопробега Москва — Каракум — Москва. Это было одно из самых громких и радостных событий 1933 года. Почти три месяца страна следила за судьбой 96 смельчаков, одним из которых был корреспондент «Вечерней Москвы» Юрий Геко. Эта статья входит в цикл, посвященный 95-летию нашей газеты, которое будет отмечаться 6 декабря. В тексте использованы неизвестные материалы, обнаруженные в столичных архивах.

К началу тридцатых годов автопробеги в СССР были делом относительно привычным. Это мы знаем хотя бы по «Золотому теленку» (1930). Но у Ильфа и Петрова колонна состояла из иномарок («два «паккарда», два «фиата» и один «студебеккер»). И двигались они по скромному маршруту Москва — Харьков— Москва. У Каракумского пробега все было невиданным ранее: и состав, и размах.

Первенцы индустрии

К 1933 году в СССР уже имелась своя автопромышленность. В 1931 году в столице заработал после реконструкции завод АМО (ныне ЗИЛ), в 1932 году был запущен автозавод в Горьком. Для первенцев этих предприятий придумали головокружительный тест-драйв. Из Москвы им предстояло через Поволжье и Оренбург дойти до Западного Казахстана, пересечь Узбекистан. В Туркмении путешественников ожидала самая сложная часть маршрута — пустыня Каракум (в переводе на русский — «Черные пески»). Потом через Закавказье и Северный Кавказ надо было добраться до Харькова, а там — Воронеж, Тула и снова Москва.

Маршрут захватывал 11 республик, три края и восемь областей. Громкая акция была экзаменом и для руководства этих регионов. Сегодня мы смеемся над фразой «ударим автопробегом по бездорожью», а зря: ожидалось, что местные власти и общественность заранее приведут в порядок шоссе, мосты, колодцы. И, кстати, сделано было немало.

«Ехать техническим контролером»

В пробеге участвовали 23 машины — 18 советских и пять иностранных. В них сидели 96 человек: шоферы, инженеры, ученые и, конечно, репортеры. В дороге кинохронику снимал Роман Кармен, которого тремя годами позже прославит война в Испании, а от «Известий» отправился Эль-Регистан — тот самый, который в 1944 году вместе с Сергеем Михалковым сочинит текст Гимна Советского Союза.

В машине № 10 ехал спецкор «Вечерки» — 36-летний Юрий Вячеславович Геко. В архиве Российской академии наук (фонд 555, опись 4, дело 169, лист 6) хранится его письмо Константину Циолковскому, отправленное 22 ноября 1933 года, после возвращения. Из письма следует, что Геко совмещал в пути две роли: «Т.к. у меня не было денег и выгодных предложений, я обязался ехать техническим контролером, а потому очень уставал. Литературные заготовки приходилось делать по ночам, продолжительность которых… не превышала 3–4 часов».

Журналист «Вечерки» спас участника автомобильного пробега Статья Евгения Бермонта из «Вечерки» за 27 сентября 1933 года. Внизу — шарж Кукрыниксов на участника пробега, кинооператора Эдуарда Тиссэ / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Напоить радиатор из фляжки

6 июля 1933 года в Парке Горького участников пробега торжественным митингом проводили в путь. Уже на пятый день, на подходе к Казани, путешественники получили боевое крещение: дороги там состояли из заболоченных ям, которые чередовались с глубокими песками. 21 июля колонны вошли в Актюбинск (ныне Актобе) и через четыре дня добрались до Аральского моря. Это был первый круг пустынного ада. В заметке Геко, опубликованной 26 июля, перипетии описаны сухо: «Тяжелый «АМО» приходилось буквально выносить на руках. Он провалился в засыпанный песком колодец и был вытянут лебедкой и специальными приспособлениями. Местами проходы настолько затруднены, что машины делали 7–10 км в час. Движение осложняло отсутствие воды во фляжках. 24 июля шли без колодцев, охлаждали радиаторы через каждые полчаса. К концу второго дня видели миражи. Вместо воды оказалось соленое плато».

Уже после возвращения участники пробега расскажут, что охлаждали радиаторы... питьевой водой. А ее в сутки выдавали по два литра на человека.

Мокрой скатертью дорога

На узбекской земле путники отдохнули и телом, и душой. Юрий Геко отметил, как хорошо там подготовились к встрече автоколонн: «В центр пустыни, к оазису Ходжели, на речных каюках отправлено 12 тонн горючего и смазочного <…>. Вышли проверить водяные колодцы две специальные бригады на верблюдах» (3 августа). Верный принципам советской журналистики, он не зацикливался на путевой экзотике, а даже в маленьких заметках подмечал социальные тенденции, следы того самого «удара автопробегом» по азиатской дикости. Из-под Кермине (ныне поселок Кармана в Узбекистане) Геко написал 11 августа: «Дехкане (крестьяне.  — «ВМ») близлежащих кишлаков в течение суток возили на ишаках арычную воду для поливки пути. Мы видели в маленьких чайханах карты нашего маршрута, дехкане прекрасно осведомлены о задачах пробега».

Переход от Ура-Тюбе (современный таджикский Истаравшан) до Самарканда встретил 55-градусной жарой и переправами через броды. Кожаные сиденья в кабинах нагревались до 70 с лишним градусов, в кинокамерах плавилась пленка. 18 августа доехали до Черных песков, итам оказалось, что голая пустыня — еще полбеды. Когда надо продираться через кустарник, который выше грузовиков, — это хуже... 29 августа колонны добрались до Красноводска (ныне Туркменбаши) — города на берегу Каспийского моря. Оттуда машины на пароходах перевезли в Баку. Самая тяжелая часть маршрута закончилась.

Журналист «Вечерки» спас участника автомобильного пробега   Карта маршрута. Была вывешена на стенде на площади Свердлова (ныне Театральной) / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Благотворный след от шин

30 сентября путешественников радостно встречали в том же Парке Горького, откуда 86 дней назад они стартовали. За день до этого, 29 сентября, «Вечерка» опубликовала первый очерк Юрия Геко: он начал обрабатывать свои «литературные заготовки» еще в дороге. В октябре Геко напечатал еще три большие статьи. В одной из них он подвел технические итоги проекта. Из 18 советских автомобилей 14 после возвращения почти не нуждались в ремонте. А вот все иностранные подкачали. Наши машины оказались лучше «фордов»: у легковых «газиков» не текли радиаторы, не трескался картер сцепления, у грузовиков рессоры были мягче, а тормоза — послушнее. Хорошо зарекомендовали себя шины- «сверхбаллоны» размером 800 на 250миллиметров, изобретенные советским инженером Левиным: давление в них составляло 0,7 атмосферы (а не 2,5, как в обычных шинах), что позволяло «поглощать» неровности почвы и взбираться на барханы высотой в четыре метра и крутизной до 60 градусов.

Командор пробега Александр Мирецкий однажды в дороге ляпнул: «На машине со сверхбаллонами я чувствую себя, как на Петровке». 26 августа «Вечерка» это опубликовала. А два месяца спустя, когда уже отгремели все фанфары в честь пробега, напомнила читателям эту фразу. Только статья была не о Средней Азии. «Командор не предусмотрел того, что на Петровке машинам часто бывает труднее, чем в тяжелых каракумских песках…» — так начинается материал Михаила Карцмана о плохом состоянии столичного транспорта и дорог. И в этом была вся «Вечерка» — автопробегом, пока он еще не забыт, надо было успеть «ударить» по бездорожью и разгильдяйству не только в Каракумах, но и в столице.

ДОСЛОВНО

В освещении последнего этапа пробега участвовали еще двое журналистов «Вечерки»— Валентина Ароновна Мильман (1900–1968) и Евгений Григорьевич Бермонт (1906–1948). Они выехали навстречу колонне, встретили ее под Харьковом и остаток пути проделали с нею, отправляя с дороги краткие заметочки. В1963 году, к тридцатилетию пробега, Валентина Мильман написала воспоминания. Мы обнаружили их в Российском государственном архиве литературы и искусства (фонд 1204, опись 2, дело 4010). Скорее всего, они никогда не публиковались. В этих отрывках исправлена только пунктуация.

«…В середине сентября 1933 года мы, то есть фельетонист Евгений Григорьевич Бермонт (ныне покойный) и я, зашли к замредактора газеты «Вечерняя Москва», где мы работали. <…> Наученный опытом, он знал, что наш совместный приход означает то, что мы решили куда-то ехать. Подняв глаза от полосы, он отрывисто спросил:

— Куда? На сколько?

— В Харьков, встречать каракумовцев, — хором ответили мы.

И поехали. Из всех журналистов мы первыми прибыли в Харьков — таковы особенности работы в «Вечерке», которая больше всего на свете боится опоздать с информацией, в особенности при освещении каких-либо экстравагантных случаев, и наши беспокойные журналистские характеры.

В городе уже чувствовалась предсобытийная лихорадка. В гостиницах выселяли постоянных жильцов, приготовляли комнаты для армии журналистов <…> Нам с Бермонтом предоставили большой номер в гостинице «Красная»— кто-то решил, что мы не только корреспонденты газеты, но и члены московской комиссии по приему героев пустыни. <…>

Мы сочли за благо, никому не сказав, уехать на встречу каракумовцев в небольшой городок под Харьковом — Чугуев. Наладили там телеграфно-телефонную связь с редакцией. <…> 19 сентября <…>под вечер, из степи, из-за зеленого пригорка, медленно, одна за одной, беззвучно, как во сне, стали вырисовываться контуры машин <…> Среди участников пробега у меня было много знакомых и друзей — я бросилась к головной машине, на которой ехали на сверхбаллоне командир пробега Александр Максимович Мерецков* и кинооператор Эдуард Тиссэ. <…>

Быстро взяв интервью у командира, мы проводили каракумовцев на концерт самодеятельности, который давали в их честь красноармейцы, а сами выехали обратно в Харьков, чтобы там присутствовать на официальной встрече автоколонны. На следующий день она появилась на улицах Харькова. Харьковчане забросали машины цветами и фруктами. Это было ничто по сравнению с тем, рассказал Тиссэ, что делали темпераментные бакинцы, которые от восторга бросали в машины килограммовые железные банки с икрой. Можно благодарить Провидение, что все остались живы.

Вечером на харьковском стадионе «Динамо» был устроен концерт. <…> Е. Бермонт, очень самолюбивый человек, почему-то обиделся на устроителей и не поехал в «Динамо». Мне было горько, что мой товарищ остался в гостиничном номере, когда я так интересно и весело провожу время. На столе около каждого участника банкета стояла тарелка с фруктами и сладостями. Оглядываясь, боясь, что кто-нибудь меня заметит, я схватила большую грушу и плитку шоколада и, как вор, сунула все в сумочку.

Вдруг ко мне подходит адъютант командира:

— Вас просит командир.

«Неужели заметил?» — вихрем проносится в моей голове. Иду — надо было пересечь весь зал. Ноги слушаются с трудом.

— Как бы вы поступили в таком случае? — спросил меня Мерецков. — Вы — журналисты и писатели— как-никак «инженеры человеческих душ».

И рассказал мне следующее: «Один боец нашей автоколонны прошел весь путь — безукоризненно-дисциплинированный, отзывчивый, сознательный. Сейчас мне доложили, что он со стола взял четвертинку водки и сунул ее в карман. Я вынужден снять его с пробега…»

— Наверное, он взял ее для товарища, который дежурит и не смог прийти на банкет,— ответила я. — Надо его расспросить, поручите это мне.

И я оказалась права — доложила командиру и спасла честь хорошего товарища...

* Так в тексте. На самом деле правильное название должности - командор, а фамилия - Мирецкий. 

Журналист «Вечерки» спас участника автомобильного пробега

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.