Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Почему наметился раскол в православном мире и чем это грозит всем нам

Общество
Почему наметился раскол в православном мире и чем это грозит всем нам
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) возглавил богослужение под открытым небом на территории Бутовского полигона / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Слово «раскол» в последние дни звучит как поминальный колокол: все только и говорят о противостоянии, до предела обострившемся в православии. Мирянам, хоть верующим, воцерковленным, хоть неверующим, не дано, скорее всего, понять, духовные страсти сколь великой силы бушуют сейчас под тихими сводами святых престолов. Однако следствия происходящего большинство из нас ощутят на себе. Как? Как-то точно…

С чего все началось

…Некоторое время тому назад, во время празднования дня Крещения Руси, президент Украины Петр Порошенко сделал заявление, которое вполне можно назвать политическим и программным. Тогда на него сделали «стойку», но, возможно, не восприняли абсолютно всерьез, а зря. Итак, президент заявил, что в украинском православии взят курс на автокефалию. Он уповал на то, что предоставит ее Патриарх Константинопольский Варфоломей.

Далее на Украину пожаловал архиепископ Тельмисский Иов, очень важный человек в структуре Константинопольского патриархата. В быту эксперты называли его куратором «украинского вопроса» от Константинополя. Он прибыл, чтобы принять участие в мероприятиях, организованных Украинской православной церковью (УПЦ). Эксперты навострили ушки: что будет? Казалось, если бы Константинополь намеревался признать Киевский патриархат, подобный визит был бы как минимум не нужен... Или уже по прибытии в Киев владыка Иов мог бы встретится с представителями самопровозглашенного патриархата. Но ничего подобного не произошло: Иов даже не принял предложение принять участие в «украинском ходе». 28 июля, в день празднования годовщины Крещения Руси на Владимирской горке, Филарет дважды предлагал архиепископу пройти вместе с представителями Киевского патриархата по улицам города, на что оба раза получил вежливый отказ.

Почему наметился раскол в православном мире и чем это грозит всем нам Глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет прославился многими яркими высказываниями / Фото: www.cerkva.info

Кстати

Глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет прославился многими яркими высказываниями, в том числе на одной из проповедей заявил, что убийство не подчиняющихся Киеву жителей Донбасса не является грехом. «Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России, — заявил Филарет. — Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сестры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!» Но это так, для справки. Как соотносится эта проповедь с  постулатом «не убий», я не очень понимаю, ну да ладно. 

Словом, в тот свой памятный визит эмиссар Константинополя сослужил вместе с предстоятелем Украинской православной церкви митрополитом Онуфрием. Чтобы было понятно: в церковной дипломатии, по сравнению с которой дела МИД и прочих внешнеполитических ведомств — пыль, сослужить с кем-то за Божественной литургией означает высшую степень уважения и призвания. Посланник Варфоломея увидел крестный ход УПЦ и на следующий день — «украинский ход» Киевского патриархата. Судя по всему, он сделал из увиденного выводы: например, что Киевский патриархат является не столько церковной организацией, сколько неким проектом украинских националистов. Разница была очевидна: во время крестного хода УПЦ десятки тысяч верующих молились и обращались к Христу, а в «украинском ходе» Киевского патриархата несколько тысяч людей несли флаги политических сил и пели народные песни. Таким образом, еще некоторое время назад Киевский патриархат не имел ни малейшего основания для того, чтобы рассчитывать на общемировое признание. Ну и во время общения с президентом Украины архиепископ Иов виртуозно, технично и дипломатично ушел от каких бы то ни было прямых обещаний. Визит завершился, все и забылось. Но вот прошло время…  

Почему наметился раскол в православном мире и чем это грозит всем нам Глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет прославился многими яркими высказываниями / Фото: www.cerkva.info

Из истории единства и борьбы  

Сегодня структура православия имеет серьезные отличия от структуры католической церкви. Если у католиков есть папа, то у православных — примерно полтора десятка считающихся каноническими православных церквей и энное количество непризнанных структур, обладающих различными организационно-правовыми статусами. Вселенский патриарх, живущий в Стамбуле, возглавляет церковь, с которой открывается список канонических православных церквей. Однако возможность влияния и, с позволения сказать, влезания во внутренние дела других церквей у этого православного «главы» минимизированы. 
Почему так различны права папы и вселенского патриарха? Если коротко — так сложилось исторически. Католицизм и православие формировались в разных условиях и при разных традициях. Первый рос и крепчал на осколках Западной Римской империи, православие — в Восточной. Разница между ними была колоссальна. В Западной Римской империи к этому моменту уже точно не было единой иерархии светской власти; в Восточной же (по мнению части историков, более культурной части) были сосредоточены самые влиятельные, мощные центры христианства — стоит назвать, скажем, Александрию и Иерусалим. Опять же исторически в Восточной Римской империи со времен императора Константина огромную власть имела светская часть государственной машины, которая обеспечивала и единство церкви (Константин взял курс на христианство и много сделал в этом направлении), а также ее иерархическое подчинение патриарху Константинополя. Затем происходящие исторические события как бы укрепили эту децентрализацию: какие-то православные прежде территории попали под власть мусульман, и оставшиеся на этих территориях христиане от центральной церковной власти оторвались. Другая часть территорий, северная, также оказалась вне влияния Константинополя, при этом вселенские патриархи их признавали, пусть и без возможности как бы то ни было руководить ими или погружаться в их внутренние дела.       
Константинополь до того, как стать Стамбулом, имел свою, непростую церковную историю. Перед тем как он стал турецким, императоры — думается, рассчитывая на то, что им помогут сдержать натиск турок, — склонили церковь к заключению унии с католиками. А вот Москва на это не пошла. В Константинополе в тот момент полагали, что турки для них вовсе не синоним беды, и вскоре произошел раскол: Москва осталась на своих позициях, начав превращаться в независимую православную церковь, а константинопольские власти остро разошлись во взглядах на союз с католиками. Турки избрали хитрую позицию: им нужны были лояльные подданные, и поэтому они разрешили возродить вселенский патриархат, который переехал в город Фанарион и принялся далее исповедовать православие и антикатолицизм. С этого момента вселенский патриархат сотрудничал с Османской империей, по сути, соблюдая султанские интересы. Грубо говоря, патриарх по должности своей обеспечивал лояльность вверенной ему паствы, что устраивало турок на все сто процентов. 
Когда в результате национального восстания Греция провозгласила независимость от осман (в начала XIX века), ее церковь первое время тоже считалась незаконно отколовшейся. Со временем, в результате сходных или иных исторических событий, и сформировалась нынешняя структура мирового православия. В нем малочисленные «исторические» восточные патриархии существуют рядом с достаточно молодыми православными церквями, которые возникли на руинах уже Османской империи (их представители, например, болгары, албанцы, сербы, румыны и др.) 
Хотя Османская империя и почила в бозе в 1923 году, турецкие власти и ныне оказывают мощное влияние на близкое к ним патриаршество. Они, например, настаивают на том, что место вселенского патриарха может занимать только гражданин Турции. Это правило, по крайней мере пока, соблюдается. Так, нынешний патриарх Варфоломей даже служил в турецкой армии. Опекают православный (стамбульский) патриархат и США. Это не секрет ни разу. Так, патриарх Афинагор прилетел в свое время в Турцию на личном самолете президента США Трумэна — это был нетурецкий патриарх, вопреки правилам, но надо было быстро сменить низложенного с поста Максима Пятого, который вдруг проявил упрямство и не возжелал стоять на твердой антикоммунистической (антисоветской) позиции.

Современные реалии

Ну, а теперь вернемся к нашим баранам, точнее, к нашим современным «разборкам». Ответ на вопрос, отчего на Украине нет национальной православной церкви, которая признавалась бы остальными православными церквами, кроется в относительно недавней истории. Начнем с того, что Украины как суверенного государства до 1991 года просто не существовало, все помнят, что она входила в состав СССР. Но дело даже не в этом. Когда Константинополь потерял свое место православной столицы, Киеву тоже было несладко: он то входил в состав Великого Княжества Литовского, затем объединенного в Польшей, то оказался затем в составе Московского царства. С укреплением власти московитов патриарх московский все меньше смотрел с оглядкой на Константинополь, все больше действовал самостоятельно. Православие в многонациональной России формировалось тоже как многонациональное — никто и не думал тогда о национализме и каких-то разделах и «разводах» по этому принципу. Но когда случилась революция, в Москве шли бои и в это же время восстанавливали патриаршество. Когда же советская власть укрепилась, ни о каком церковном переустройстве уже не шло и речи. Все мы понимаем, почему. 
В наше время, когда влияние церкви возвращено, восстановлено и нарастает, нынешние украинские власти стремятся соответствовать современным реалиям, в первую очередь политическим. Плюс ко всему, скоро выборы, а именно обещание независимой церкви Порошенко сделал одним из основополагающих тезисов своих предвыборных обещаний. 
Краеугольный камень нынешних споров — навсегда ли константинопольский патриарх передал право назначать киевских первосвященников московскому патриарху или нет. В Москве говорят: да, навсегда. В Киеве и Стамбуле — нет, не навсегда, это была временная мера. Зачем это Украине? Понятно. Стань церковь автокефальной — все придет в полное соответствие с политическими реалиями сегодняшнего дня. Ну, а о выборах мы уже говорили. 
Безусловно, положение расправившей плечи и всецело поддерживаемой государством РПЦ ныне не может вызывать позитива и у вселенского патриарха. Если же украинская церковь станет автокефальной, это (так, очевидно, рассуждает окружение Варфоломея) и несколько ослабит позиции РПЦ, и подарит Стамбулу еще одного союзника. В то же время для РПЦ потеря украинской паствы — момент болезненный, он реально занизит ее нынешнее положение, в соответствии с которым она может сегодня претендовать на статус ну почти что всемирной структуры. Плюс ко всему, РПЦ понимает последствия этого шага: ныне раскол в православии, а речь идет именно о нем, явно подливает масла в огонь бушующих и без того страстей на политической ниве. 

Что есть и что будет

Как известно, в Стамбуле уже были назначены два экзарха (личных представители вселенского патриарха, причем в подобных случаях всегда по правилам назначается один экзарх), в обязанности которых входит в том числе подготовка «оргвопросов», которые нужно реализовать для того, чтобы объединить православные структуры Украины, страждущие войти в новую церковь. В Москве больше не поминают Варфоломея в молитвах. Это для светского человека малопонятный шаг, но, скажем так, серьезное символическое действие для представителей духовенства. Наступила минутка тишины, временная. До поры… 
Думается, признание УПЦ автокефальной церковью можно считать фактически решенным вопросом. Поскольку в Константинополе считают себя центром мирового православия, то вроде как, с их точки зрения, у РПЦ нет права вмешиваться в решения патриарха Варфоломея, а также полагают, что украинские земли лишь на временных основаниях принадлежали РПЦ, в связи с чем и автокефальность церкви Украины видится законной.

На днях на экстренном заседании Священного синода Московского патриархата были приняты несколько жестких решений по сложившейся ситуации. Итак, как уже говорилось, Патриарх Всея Руси Кирилл больше не будет поминать в литургии патриарха Варфоломея. Кроме того, объявлено о прекращении  совместных служб и межцерковных собраний с участием членов обоих патриархатов. Решение же болезненного «украинского вопроса» вынесут на всеправославное обсуждение. Причем по этому поводу будет услышан голос всех 15 поместных церквей.

В тему

В 2017 году экуменические заявления патриарха Варфоломея привели к тому, что более 50 келий на Афоне прекратили его поминовение за богослужением. Так афонские монахи решили выразить свой протест против курса, взятого предстоятелем. До этого прекратили поминать патриарха Варфоломея в обители Эсфигмен.

Надо заметить, что не обошлось без дрязг и внутри РПЦ: так, протодиакон Андрей Кураев заявил, что обрыв контактов с Константинополем — это шаг по пути раскольничества со стороны самой РПЦ. Заметив, что священник, который отказывается служить с греческим клириком без доказательства ереси последнего, подлежит лишению сана, протодиакон подчеркнул, что  прекратить евхаристический общение — это фактически то же самое, что «разорвать Христа», и даже сравнил текущий момент с 1054 годом, когда церковь разделилась на католическую и православную. По словам же пресс-секретаря Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священника Александра Волкова, столь решительные шаги со стороны РПЦ носят вынужденный характер: дескать, прерывание евхаристический отношений — не просто дипломатический шаг, а «некий жест по подобию тех, которые употребляют политики в своем диалоге». Кроме того, Волков назвал происходящее «серьезнейшей церковной трагедией». 
Затем жестко высказывался и митрополит Иларион, глава отдела внешних церковных связей РПЦ: он подчеркнул, что в РПЦ автокефалию не примут.

Как и следовало ожидать, Украинская православная церковь Киевского патриархата негативно отнеслась к решению РПЦ прекратить «молитвенное общение» с Варфоломеем. По мнению представителей УПЦ, столь радикальный шаг мог быть оправдан лишь в одном случае — если бы случились некие нарушения богословского характера, коих, как кажется УПЦ, не было. Кроме того, Московский патриархат обвинили в присутствии в нем «надменной светской власти», которая маскируется «священнодействием».   
Итак, момент напряженный. Судя по всему, для русской церкви ныне, равно как и для половины многомиллионного православного мира, константинопольский патриарх перестанет считаться главой Вселенской православной церкви. Скорее всего, эту позицию разделит и Иерусалимская православная церковь. Недавно, например, Иерусалимский патриарх Феофил III сказал, что украинский вопрос — это лишь элемент глобальной игры, главная цель которого — разрушение мирового православия. А мы поживем и увидим…  

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.