Чувашские каникулы Аннушки Ч
Сюжет:
Московский подрост’ОКЮнкоры «Вечерки». Встречаем! Проект «Московский подрост'ОК!» запущен!
Инициативные и юные корреспонденты «Вечерней Москвы» пока учатся в школе, но уже делают первые шаги к тому, чтобы стать настоящими акулами пера. Юнкоры «Вечерки» пишут для своих сверстников. В возрасте 13-14 лет слова взрослых воспринимаются с трудом, а донести свою точку зрения, наоборот, кажется очень важным.
Наши юнкоры ежедневно будут рассказывать своим сверстникам о самых интересных городских событиях и развлечениях для подростков, писать на близкие для них темы. Бригаду начинающих журналистов набрали из самых активных слушателей школы юного репортера «Новый фейерверк», которую недавно открыл главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов.
С Олей мы познакомились в августе 2012 года, на черноморском побережье, куда наши мамы, следуя устоявшимся традициям, вывезли детей оздоровиться - отвечаю я на вечный вопрос, как же мы сдружились - москвичка, которая ни разу не была в Чебоксарах и чебоксарка (?каюсь, я не спросила официальный статус Ольги, как жительницы сего города), бывавшая в Москве проездом пару раз на пару дней.
Подружились мы с Олей быстро, уплетая сахарную вату, соревнуясь, у кого загар сильнее и купаясь в море тёплыми летними ночами. Спустя год после трагического расставания, нерегулярных встреч в скайпе и смайликов в соцсетях, Оля пригласила меня в гости. Я обрадовалась. Я обожаю путешествовать, но из-за ограниченных возможностей передвижения шестнадцатилетнего человека, реализовать мои мечты - гулять по берегу Байкала, рассматривая местные микроорганизмы и ловить с фотоаппаратом медведя в Алтайском крае, пока не представляется возможным: мама не поддерживает мои начинания, поэтому каждое лето мы традиционно выбираемся на Черное море.
Но я не отчаиваюсь. Для начала Чебоксары совсем неплохи, там Волга есть, а она - особенная река для русского человека, олицетворение его широкой и глубокой души (вот не помню, где слышала эту красивую фразу).
Близились каникулы, и, купив билет, Аня начала ждать приключений. И они не замедлили прийти. Я должна была покинуть столицу 4 ноября, под звуки праздничных салютов. Поначалу все шло как нужно, собрав вещи, героическими усилиями застегнув неподъёмный рюкзак, я присела на диван и (до сих пор не понимаю, как это могло со мной случиться) погрузилась в царство Морфея. Продрав очи в три часа ночи, и не услышав характерного стука колёс, я ясно поняла, что мой поезд уехал в далёкие Чувашские земли. Без меня.
Как оказалось, мама затратила много сил, чтобы разбудить меня, но во сне я сообщила ей, что мы с Олей решили отложить поездку. Поныв и посокрушавшись часа два, с утра я все же купила новый билет и вечером 5-го числа всё же, под пристальным контролем мамы, села на поезд номер 054 Москва-Чебоксары.
Моя память весьма легкомысленная особа, она не затрудняет себя детальным изображением событий, поэтому от путешествия у меня осталось такое приятное, несколько сумбурное облако впечатлений, пронизанное яркими лучиками особенно интересных моментов. О них поподробнее.
Первое, что сразу бросилось мне в глаза, чуваши, в большинстве своём, очень и очень среднего роста. Они, в принципе, давно перемешались с русскими, но выше от этого почему-то не стали. Мне было несколько неловко ехать в троллейбусе, когда вокруг меня, словно грибы возле высокой осины, стояли мужчины и женщины, дыша мне в плечи. Проклиная свои 185 сантиметров, я усиленно старалась вжаться и стать поближе к земле.
Ещё в Чебоксарах жутко тихо и малолюдно, как мне показалось. Идёшь по улице, в центре города, выходной день, а людей человек десять от силы в поле зрения. После Москвы это кажется чем-то сюрреальным.
Второй особенный момент - всюду чувашский язык. Он действительно везде - на улицах, в транспорте, в магазинах. Чувашский дух, Чувашией пахнет. Чувашский - второй государственный, но во многих школах его не изучают. В чувашском есть много букв, которых нет в русском («е» со шляпкой, «с» с хвостиком - так я их для себя называла), с которыми мне удалось поближе познакомиться, купив газету "Танаш" за 4 рубля. Газета сия ориентирована на подростков 11-15 лет и, как сказала мне Диана, моя новая чебоксарская подруга, действительно пользуется популярностью у этой возрастной категории. Из десяти страниц сплошных незнакомых букв я поняла 3-4 слова, созвучных с русскими, на этом мои познания в этом языке, принадлежащим к тюркской группе, исчерпались.
С культурой чувашского народа мне удалось познакомиться посредством поглощения национальных чувашских блюд - шартаном (колбаса из желудка овцы, начинённая мясом и салом, и хуплу (пирог со свининой и картофелем) в ресторане "Ехрем Хуща". Надо сказать, гастрономическая культура Чувашии нашла большой отклик в моём сердце. И желудке тоже.
Теперь перейду к более высоким темам. Олин папа, Александр Николаевич, оказался невероятно интересным рассказчиком. Я узнала историю появления фамилий на Руси, судьбу первого монгольского космонавта, факты о строительстве ГЭС и много другого не менее интересного, а также услышала краткий экскурс в историю Чувашии. Оказывается, этот народ долгое время был в язычестве, фамилии у чувашей появились аж в конце 19-го века (до этого только клички, извольте), а Чебоксарский залив - ныне главная достопримечательность города, был создан в середине прошлого места, чтобы облагородить унылую болотистую местность, где нельзя было ничего построить.
Благодаря олиному папе я также избавилась от парентсофобии - боязни родителей своих друзей, как это слово записано в моём личном словарике. Ранее этот разряд взрослых вызывал у меня безотчетный страх и острую необходимость о чём-либо говорить. Ну а с Александром Николаевичем не было никакой необходимости что-то говорить, можно было слушать, открыв рот от восторга, и это было прекрасно.
Ну а с Олей мы предавались обычным юношеским радостям: танцевали дикие танцы, лопали конфеты в огромных количествах (они в Чувашии очень вкусные), болтали по ночам, сидя у окна, и много гуляли.
Поездка моя удалась, над моим фееричным опозданием на поезд долго ещё будут смеяться друзья и родные, а Чебоксары действительно будто другая страна на огромных просторах России.
Теперь моя очередь знакомить Олю с родным городом. И мне будет, чем удивить её.