Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Ты мое призвание: с чем рифмуют вишневый сад столицы

Общество
Ты мое призвание: с чем рифмуют вишневый сад столицы
Фото: Светлана Василевич
Самая поэтическая улица России, конечно же, Арбат. Не только из-за его истории. И даже не только из-за того, что многие писатели здесь жили или гуляли. Еще и потому, что его название удобно рифмовать с чем угодно.

Московский краевед Вячеслав Мешков, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки, собирает поэтические отзывы об Арбате. Любые — от целых стихотворений до текстов, где упомянуты, может и всуе, соседний переулок, ресторан «Прага» или церковь Бориса и Глеба. Десять лет назад он издал их в виде антологии «Арбат предо мною…» и продолжает пополнять коллекцию.

— К началу 2004 года собралось около тысячи стихотворений почти пятисот поэтов, — рассказывает Вячеслав Михайлович. — По количеству посвященных ей стихотворений Пречистенка, например, уступает Арбату на порядок, Никитская — на два порядка.

Первым был племянник Суворова князь Дмитрий Горчаков (1758–1824). В 1788 году он вопрошал в послании «Теперешняя моя жизнь»: «Идти ли к Тройце на Арбат..?» (церковь святой Троицы была на углу с Денежным переулком).

Но вплоть до ХХ века упоминания Арбата в поэзии были редкими. Открыл эту улицу — не как линию на карте, а как особенное, одухотворенное пространство — Андрей Белый: «Выходишь в Вечность… на Арбат».

— Но, пожалуй, он это сделал как норманн Эйрик Рыжий, — говорит Вячеслав Мешков. — В конце Х века именно он открыл Америку. Но это быстро забылось. Появившиеся в начале ХХ века стихи и прозаические «Симфонии» Белого читались лишь гурманами; с начала 1930-х годов его в СССР вообще не печатали.

Колумбом Арбата стал, конечно же, Окуджава. С его легкой руки страна запела, что «Арбат» — это «призвание», «религия», «отечество». Окуджава превратился в символ своей родной улицы: половина стихотворений из коллекции Мешкова — либо посвящения Булату Шалвовичу, либо пародии на него, либо рифмованные некрологи.

Может, еще и потому русская поэзия по-настоящему «распробовала» Арбат в ХХ веке, что в это время его пришлось оплакивать. Арбат в стихах — обычно территория ностальгии. После революции по нему плакали эмигранты. В 1960-е годы всеобщую скорбь вызвало разрушение старинных переулков для прокладки Калининского проспекта (Нового Арбата). Всего два (!) поэта нашли для этой улицы добрые слова: юный Владимир Вишневский («Мы — поколенье Нового Арбата», 1983) и Анна Гедымин («Каштаны на Калининском», 1985). А уже в 1980-е годы многим показался пошлым облик туристического Арбата с художниками, акробатами и матрешками. В общем, как сказал Андрей Вознесенский в 1983 году, «это наш вишневый сад».

На заметку начинающим поэтам: никогда не рифмуйте «Арбат» со словами «горбат» и «Булат». Полистайте книгу Мешкова: увидите, сколько других это сделали до вас. Как же подобрать оригинальное созвучие к этому удобному двусложному слову? Вячеслав Мешков нашел три «уникальные» рифмы. Самобытный поэт Николай Глазков выдал:

А смысл не в этом:

Москва, Арбат.

Мой путь неведом,

А не обратн.

Философ и поэт Даниил Андреев придумал составную рифму:

Стихий пробуждаемых крепнет борьба там,

Круша и ломая старинный покой

По милым Остоженкам, мирным Арбатам,

Кривоколенным и старой Тверской.

А «третий призер» — неизвестный автор репризы из выступления команды КВН Германии. На международной встрече с юмористами СНГ (1993) немцы дали добрый совет, как выбраться из кризиса: «Не ходите на Арбат,/А Арбайт, Арбайт, Арбайт!».

Только кто же их послушает?

ФАКТЫ

Исторический погорелец

Впервые слово «Арбат» упомянуто в летописи в 1475 году: «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков». Но погорелец жил не на той улице, которая сейчас превращена в пешеходную зону. В то время Арбатом (Орбатом) назывался весь район между современными Знаменкой и Большой Никитской.

Его центральной улицей была современная Воздвиженка, которая тоже называлась Арбатом.

От копеечной свечи

«Настоящий» Арбат впервые упомянут в летописи в 1493 году: в тот год «загореся от свечи святый Никола на Песку», пламя охватило весь город. По одной из версий, имеется в виду церковь Николая Чудотворца на Песках (стояла до 1933 года на углу Большого и Среднего Николопесковских переулков).

Горбатая арабская арба

По одной из версий, название улицы образовано от монгольского «арба»: в районе современной Волхонки находилась Колымажная слобода, где делали разные повозки. По другой — от арабского «арбад» (пригороды, предместья), занесенного в Москву крымскими татарами или восточными купцами. По третьей — от русского «горбат», отражающего особенности местности.

Фонари вместо машин

В 1985 — 1986 годах Арбат был подвергнут реконструкции и превращен во вторую в Москве пешеходную зону (первой была Красная площадь и окрестности). Вместо асфальта положили брусчатку, поставили фонари, вазоны и скамейки. До этого он был самой обычной улицей с двусторонним автомобильным движением.

КТО ИЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ЖИЛ НА АРБАТЕ

ЮРИЙ КАЗАКОВ (1927–1982) Арбат, 30/33.

Автор лирических рассказов о природе, охоте и русском Севере жил здесь с 1930 по 1964 годы. Дом отмечен памятной доской.

ПАВЕЛ АНТОКОЛЬСКИЙ (1898–1978) Арбат, 28/1.

Поэт, переводчик Артюра Рембо, Гийома Аполлинера, Виктора Гюго. Преподаватель Литературного института. Жил с 1923 по 1928 годы.

НИКОЛАЙ ОГАРЕВ (1813–1877) Арбат, 31.

Поэт, публицист, соратник Герцена жил здесь в 1839 — 1840 гг.

ДЕНИС ДАВЫДОВ (1784–1839) Арбат, 25.

На этом месте стоял дом, в котором поэт, партизан, гусар, герой Отечественной войны жил в 1826 году.

НИКОЛАЙ ГЛАЗКОВ (1919–1979) Арбат, 44.

«Живу в своей квартире/ тем, что пилю дрова./ Арбат, 44./ Квартира 22».

Большая часть стихов при его жизни не публиковалась, поэт распространял их среди друзей. Это он придумал слово «самиздат». Снялся в роли «летающего мужика» у Андрея Тарковского в «Андрее Рублеве» (1966).

БУЛАТ ОКУДЖАВА (1924–1997) Арбат, 43.

Поэт жил в этом доме в детстве, в 1924–1940 годах (с перерывами), но вспоминал его всю жизнь.

АЛЕКСАНДР ПУШКИН (1799–1837) Арбат, 53.

В этот дом поэт привез после свадьбы свою молодую жену и прожил с нею с 18 февраля по 14 мая 1831 года. Теперь здесь его мемориальная квартира.

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (1880–1934) Арбат, 55/32.

Родился и жил до 1906 года. У него на дому собирался кружок символистов «Аргонавты», его гостями были Александр Блок, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Зинаида Гиппиус. Теперь здесь мемориальная квартира.

АНАТОЛИЙ РЫБАКОВ (1911–1998) Арбат, 51.

Жил в этом доме с 1919 по 1933 год. Название его романа «Дети Арбата» (1987) стало крылатым выражением.

БОРИС ЗАЙЦЕВ (1881–1972) Арбат, 38/1.

Прозаик и переводчик, одна из последних крупных фигур Серебряного века. У него в гостях бывали Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин. На его квартире Бунин познакомился со своей будущей женой Верой Николаевной.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.