Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Переодевание на скорость и платья вместо гантелей

Общество
Ловкость рук и никакой магии — это все про костюмеров, в секунды переодевающих Красавицу в Чудовище и обратно во время спектакля. А чем еще занимаются костюмеры?

Юная — и в прямом, и в театральном смысле (в Пушкинском работает третий сезон) — Ксения Чуйко гладит рубашку и извиняется: говорить придется в процессе, а то подготовиться к спектаклю не успеет.

— Нашу работу часто путают с работой пошивочного цеха, — рассказывает Ксения. — В некоторых театрах цеха действительно объединены, в Большом например.

А у нас это все-таки две истории. Костюмерный занимается подготовкой костюма, уборкой его после спектакля и самим проведением спектакля. Проведение спектакля — это и есть быстрые переодевания.

— Ну, они не всегда быстрые, — улыбается Ксения. — Бывает, нужно платок Аленушке накинуть, как в «Аленьком цветочке», а бывает, нужно переодеть сразу много артистов и работать параллельно с гримером. И вот это всегда адреналин, когда мы колдуем над артистом в четыре, шесть, а иногда и восемь рук. Каждый четко понимает, что и в какой момент он делает. А секрет здесь простой — работать быстро, но без суеты.

Работают костюмеры иногда парой, а иногда — и целым цехом, если в спектакле много переодеваний. К утренним спектаклям на работу приходится приезжать и к восьми, и к семи — за час до начала костюмы должны быть готовы.

— Стираем и сушим все параллельно, — рассказывает Ксения. — У нас есть сушильный шкаф, есть отпариватели — раньше были бытовые, но они очень быстро выходили из строя, не выдерживали нагрузок. Профессиональный — и тот через какое-то время сломался, но наша ремонтная бригада нас выручает.

Заходим в одну из комнат: бесконечные стеллажи с рядами коробок, на некоторых с удивлением замечаю надпись «ВМ».

— «ВМ» — это спектакль «Великая магия», — улыбается Ксения. — Все хранится отдельно: есть мужская, есть женская стороны, костюмеры тоже делятся, хоть и условно. А вообще костюмерный цех где-то посередине между гримерным и реквизиторским. Мы работаем и с предметами, и, главное, с артистами, с которыми у нас полное доверие .

Уже в другой комнате смотрим на плотные ряды вешалок: «Женитьба Фигаро», «Много шума из ничего», «Великая магия», «Таланты и покойники»... И все это носят хрупкие женщины?

— Я легко поднимаю гантелю 10 кг, — улыбается Ксюша.

Учат на костюмеров в театрально-художественных колледжах, есть разделение на костюмеров кино и театра. Но дорог к профессии много.

— Я сейчас защищаю диплом по прикладной филологии в РГГУ, — признается наша героиня. — В театре у нас есть сотрудники с образованием швеи, портного, художника-модельера. В училищах учат создавать одежду и ухаживать за ней, но не учат переодеваниям, многое студенты узнают на практике.

БУТАФОРИЯ: ОТ СТАТУИ ДО МУХОМОРОВ 

Превратить кусок поролона в помидор, а из пенопласта и папье-маше соорудить статую — в бутафорском цехе и не то могут. Корреспонденты «ВМ» отвлекли бутафора Ирину Петросянц от изготовления посуды из... крафта. Такое оригинальное решение предложил художник для спектакля-мюзикла по Питеру Экстрому «Рождество О. Генри», который готовят к постановке в филиале театра.

— Художник хочет, чтобы все было крафтовое, — рассказывает Ирина. — Часы, посуда, сковородка...

Ирина показывает стопку эскизов. Выглядит внушительно, учитывая, что на одном листе — не один предмет.

— Я прихожу к художнику, получаю кипу эскизов (пачка бумаг, что мы видели, — на один спектакль. — «ВМ»). — Дальше смотрю, что проходит по части бутафории, а что-то, например, будут искать снабженцы. Тем более что спектаклей много, все мы сделать не успеваем, а купить можно многое.

В мастерской у бутафора чего только нет: разнокалиберные кисти, ткани, скульптуры и даже паяльник. Но кажется, что главные инструменты для работы — находчивость и меткий глаз. Например, грибы и фрукты изготавливать долго и трудно.

Но можно чуть-чуть поколдовать: покрыть мухомор лаком — и он тут же становится «съедобным» маринованным грибом. Или бюст изваять не из глины, а из кусочков пенопласта и тряпок. Выглядит так же, отличается разве что по весу.

— Когда вижу эскизы, думаю не только о габаритах предмета, но и о том, как он должен работать на сцене, — рассказывает Ирина. — Вот, например, кувшин будет стоять на наклонной поверхности, поэтому сейчас я его сделала под углом. А на сцене будет казаться, что он прямо стоит.

Бутафоры умеют и паять, и бижутерию ремонтировать, и мастерить, знают живопись и скульптуру. А учат профессии бутафора в театрально-художественных училищах и колледжах.

ДЕКОРАЦИИ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ ДОЛГО 

Изготовление декораций — работа для настоящих мужчин. Тут не до сантиментов — все должно работать и служить долго.

— Мы варим, гнем, парим, — говорит Николай Янютин, сварщик на производстве объемных декораций.

В театре Николай 14 лет — сначала работал в Театре им. Гоголя, сейчас — в Театре им. Пушкина. Но суть его работы от смены места не меняется:

— Дело сварщика — варить металл, — говорит он. — В театре все то же самое. Процесс создания декорации выглядит так: сценограф приходит с чертежами к заведующему постановочной частью и заведующему цехами, и начинается диалог:

— Я начинаю борьбу, — улыбается заведующий Борис Пигулевский. — Обычно прошу снизить амбиции. Художники часто хотят немного больше, чем можно сделать, не думая о том, что все декорации еще нужно эксплуатировать. В театре все делается не на один раз, это не кино, здесь нужно, чтобы все жило долго.

Борис Григорьевич заведовать цехами стал по воле случая: когда-то был актером (в чем признался не сразу), но в 80-е актеры получали гораздо меньше.

— В этой профессии главное — практика. Можно быть монтировщиком, бутафором, кем угодно. В Школе-студии МХАТ учат на художников-технологов, еще есть театрально-художественные училища. А понимать, конечно, надо работу всех цехов.

Кроме того, разбираться нужно еще и в психологии:

— Самое сложное в работе — уметь договариваться с людьми. После трудностей уже не бывает, — улыбается Борис Пигулевский. — Например, художник часто не может договориться с режиссером, и тут мы должны им помочь. Иногда в процессе диалога приходится возвращать с небес на землю слишком вдохновленных творцов.

— Есть, например, миллион, а художник хочет декорацию на десять, — вздыхает зав цехами. — И наша задача — найти компромисс. А потом уже — поддерживать декорации в надлежащем состоянии.

КСТАТИ

Декорации вполне могут пережить спектакль и потом стать основой для других декораций.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ГРИМЕР: ХУДОЖНИК-ПОРТРЕТИСТ И ВОЛШЕБНИК В ОДНОМ ЛИЦЕ

Взмах кисточкой — и юная девушка становится старушкой, простушка — красавицей, а у героя вдруг отрастают усы или кровь идет носом.

— Как? — гадают зрители.

Секрет магии превращений знают гримеры, театральные волшебники, у которых в место волшебной палочки — туши, палитры с тенями и помадами, кисточки, парики, накладные усы и бороды...

Портрет роли

— Чтобы быть гримером, нужно обязательно быть художником, — рассказывает Татьяна Попова, заведующая гримерным отделением. — Гримеры должны знать особенности строения лица и быть портретистами.

Неожиданная новость: это на Западе гримом, прической и прикреплением шляпок заведуют разные люди. У нас творят мастера-универсалы: не только грим наложат, но и волосы уложат, и шляпку прикрепят, и усы с бородой нарастят.

— Наша задача — помочь актеру измениться настолько, чтобы он мог максимально соответствовать своему образу, — объясняет Татьяна Попова. — Бывает, к поклонам мы разгримировываем актеров — и зрители ахают, удивляясь, какому перевоплощению они только что были свидетелями.

— Да и самим актерам грим помогает настроиться на нужный лад, войти в образ. Например, в спектакле «Великая магия» герои после сцены на пляже выходят в вечерних туалетах. И это уже совсем другое настроение.

Разгримировываться специалисты помогают актерам не только к поклонам: иногда грим бывает настолько сложным, что снять его под силу только специалисту.

И дело — на липучке

В кабинете гримеров — множество манекенов, есть мужские и женские модели. Неужели гримеры на них отрабатывают скоростное наложение грима? — Вовсе нет, — улыбается Татьяна Попова. — Это для того, чтобы прикреплять парики или усы и бороды. Раньше все примеряли на чурбанах — понять, пойдет ли прическа к человеческому лицу, было практически невозможно. С появлением манекенов стало проще. Приходится гримерам заниматься и практическим изобретательством.

— Парики фиксировали шпильками, — рассказывает Татьяна Попова. — И мне пришло в голову, что было бы удобнее сделать парики на липучках: волосы прячутся под специальную шапочку, сверху крепится парик на двойной липучке — и актер может хоть на голове ходить, не думая о том, что рискует лишиться шевелюры.

Точно так же стали поступать и со шляпками: быстро и надежно — самое то, особенно когда спектакль в разгаре.

— Недавно думали, как сделать так, чтобы сымитировать носовое кровотечение, — рассказывает Татьяна Попова. — И придумали: актер прикладывает носовой платочек — и тут же зрители видят, что он пытается справиться с кровью.

Работают гримеры по очереди, а по спектаклям, которых давно не было, даже скучают.

— Во время выпуска, когда отрабатываем все детали постановки, бывает, что уже надоедает делать одно и то же, — признается Татьяна Попова. — А вот когда спектакль становится частью репертуара и идет редко, даже начинаем по нему скучать и ждать его.

КРЮЧОЧЕК ИЛИ ПУГОВИЦА - ДЛЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА ПОЧТИ ГАМЛЕТОВСКИЙ ВОПРОС 

Костюм Фигаро, платье Маргариты Готье, наряд Шен Те и Шуи Та — кажется, что для мастеров пошивочного цеха нет ничего невозможного. Как же создаются костюмы для спектакля? — Приходит художник по костюмам, приносит эскизы, — рассказывает Екатерина Трумекальн, заведующая пошивочным цехом. — Мы выясняем не только подробности кроя вещи, но и пытаемся понять, какой персонаж будет ее носить, будут ли у него какието трюки, нужно ли его быстро переодевать. Ткань выбирает художник, затем мы ее покупаем, потом костюм кроится, шьется, примеряется, снова доделывается.

Чтобы работать в пошивочном цехе, нужно выучиться на портного. Но в училищах, где учат на костюмеров, учат и шить. Могут владеть премудростями кройки и шитья технологи пошивочного производства, художники-технологи. Кстати, разница между портным в театре и ателье безусловна.

— Работа театрального портного предполагает владение и историческим кроем, умение воплощать задачу, поставленную художником по костюмам, — объясняет Екатерина Трумекальн. — С помощью костюма можно изменить фигуру, можно добавить гротеска персонажу. У портного в ателье другие цели и задачи.

Правило театрального костюма: актеру должно быть удобно, а вещь должна играть. «Нет» говорят мелким пуговицам и крючкам, неудобным деталям.

— Сейчас у нас дискуссия с художником по костюмам затянулась на две недели, — делится секретами Екатерина Трумекальн. — Актер на сцене должен одевать актрису. А там историческое платье, и художник по костюмам говорит, что на нем должны быть крючочки. Мы же предлагаем пришить пуговки, потому что крючочки — слишком сложно для мужчины на сцене. Тем более у актера и так много задач, ему надо любовь играть, а не считать крючочки-петельки, плюс спектакль движется вперед — ждать, когда будет застегнуто 20 крючков, некогда...

Зинаида Белкина — в Пушкинском уже 30 лет. До этого 10 лет шила в Маяковке, а еще до этого — в ателье. Премудрости шитья осваивала еще на учебном комбинате — раньше были такие заведения.

— Что в работе сложного? Да ничего, все текущие задачи, — говорит Зинаида Ивановна. — Конечно, в театре более интересно. А наш кошмар — это артисты (смеется). Это мы так шутим. Но действительно бывает, что актеры занудствуют, если что-то им не нравится...

Бывает так, что в спектакле может все поменяться за неделю до выпуска — и вместо белого костюма надо срочно шить черный. Если актер худеет, то наряд уменьшают. А вот поправляться нежелательно — тогда надо шить костюм заново. А повторить работу практически невозможно.

— Если играют два состава, то шьем два костюма, — объясняет Зинаида Белкина. — Один костюм — один актер.

Но после повторить работу трудно, иногда невозможно, потому что у каждого костюма свои нюансы и детали. Поэтому актеры и костюмеры берегут костюмы — здесь же не магазин.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.