Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Место встречи изменить нельзя. А найти — можно!

Сюжет: 

70-летие Великой Победы
Общество
35 лет назад Центральное телевидение впервые показало криминальную сагу Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Вместе с киноманами праздник отмечает и «Вечерняя Москва», имеющая к созданию фильма самое непосредственное отношение. Как неоднократно утверждали братья Вайнеры, книга о Жеглове и Шарапове родилась благодаря соединению их писательской мысли и заметки в «Вечерней Москве» о банде «Черная кошка», опубликованной в 1946 году.

ЗНАКОМЫЕ МЕСТА

Каждый, кто видел «Место встречи изменить нельзя», хорошо помнит те места, где разворачивался сюжет фильма. О том, что произошло с ними за 35 лет, рассказывает москвовед, редактор прогулок "Прогулкино" Татьяна Воронцова.

Услышав о предложении «ВМ», москвовед сразу же предупредила: «Это не такое простое дело, ведь в 1970-х снимали Москву 1945 года, а потому некоторые районы иной раз «играли роль абсолютно других мест»... Но, несмотря на это, мы тронулись в путь, и вот что обнаружили...

1. В самых первых кадрах фильма Володя Шарапов идет по распределению в МУР. На дворе 1945-й, только отгремел Парад Победы, и страна возвращается к мирной жизни.

Двор Петровки, 38, за 35 лет не изменился. За воротами даже сохранилась церковь Знамения на Песках Двор Петровки, 38, за 35 лет не изменился. За воротами даже сохранилась церковь Знамения на Песках / Фото: prepress

Перед нами — двор Петровки, 38. В кадре мы видим церковь Знамения за Петровскими воротами на Песках, к счастью, сохранившуюся и до наших дней. Здесь пару слов стоит сказать о самом здании ГУВД МВД. Это были Петровские казармы. Казармы получили свое название от находившихся поблизости Петровских ворот Белого города. А в середине XIX века здесь содержался под арестом поэт Огарев, известный революционер и друг Герцена.

■ Теперь вспоминаем операцию в плавучем ресторане у Якиманской набережной, где собирается разная «паразитирующая публика». Когда-то такие рестораны назывались «поплавки».

В фильме засветился «Прибой», самый популярный «поплавок» тех лет, где выступал цыганский хор. Наличие хора обеспечивало и специфическую публику из старых барчуков, ностальгирующих по прежним временам. Место постоянной прописки «Поплавка» находилось на Водоотводном канале (или попросту «Канаве»), близ кинотеатра «Ударник». Но в начале 1990-х «поплавок», стоявший у Якиманской набережной, был снят с якоря...

Машина «Хлеб» стоит на углу Бродникова и Полянского переулков, где бандиты убивают сторожа и его внука. Место узнаваемо Машина «Хлеб» стоит на углу Бродникова и Полянского переулков, где бандиты убивают сторожа и его внука. Место узнаваемо / Фото: prepress

■ «Вы с девушкой сейчас едете на Арбат. Там роддом Грауэрмана» — все помнят эту фразу Жеглова. Закрытый ныне роддом Грауэрмана на Новом Арбате, 5–7, — легендарное и даже звездное место. Здесь родились Кир Булычев, Булат Окуджава, Андрей Миронов... А вот киногерои приехали куда-то в другое место. Такого портала и дверного проема у него нет. Впрочем, и не было никогда. Здесь киношники погрешили против истины.

■ «В гости» к Верке-модистке муровцы приехали в 6-й проезд Марьиной Рощи. Отмечу, что к концу семидесятых Марьина Роща отстроилась и выглядела совсем не так, как в конце 1940-х, как этого требовал фильм. Поэтому Марьину Рощу снимали в... Сокольниках. И, кстати, это легко заметить на одном из кадров, где видна маковка храма Воскресения Христова в Сокольниках. Тогда небольшие, старые деревянные и каменные дома подступали практически к вестибюлю метро. Поэтому сцены снимались во дворах домов, которые стояли на месте дома № 4 на Сокольнической площади.

Дом Вари Синичкиной на Никитском бульваре,12, за годы стал еще краше Дом Вари Синичкиной на Никитском бульваре,12, за годы стал еще краше / Фото: prepress

■ Свидание Синичкиной и Шарапова у входа на станцию метро «Сокольники» поистине историческое. Ведь благодаря фильму у нас есть уникальная возможность взглянуть не только на павильон станции, но и на старую застройку Сокольников, сметенную через пару лет после этих съемок. Сейчас на месте двухэтажек, мелькающих в кадрах, — ЖК «Дом в Сокольниках».

■ «Что у вас с лицом?» — В «Астории» поужинал». Знаменитая сцена в ресторане «Астория» снималась по Тверской, 10.

Гостиница «Астория» родилась из знаменитого на всю Москву Филипповского кафе. В развеселые годы НЭПа роскошный зал, отделанный великолепной лепниной и сусальным золотом, восстановил новый хозяин, открыл там ресторан и назвал его «Астория». Цены там были чудовищные, потому ресторан облюбовали генералы блатного мира, иностранцы и... журналисты «Вечерней Москвы»...

Нельзя сказать, чтобы журналисты зарабатывали неземные деньги, просто под видом журналистов в «Астории» заседали бойцы НКГБ, «пасущие» иностранцев. Почему именно вечеркинцы? Все просто. «Известия» были слишком официозными, а «Вечерка» — что надо: легкая репортерская газета. В постсоветское время здесь были и ресторан «Сбарро-пицца», и известная «Красная шапочка», и снова кофейня. Что мы увидим сейчас на этом месте — большой вопрос. Впрочем... год назад власти приняли решение о восстановлении гостиницы и булочной Филиппова.

Опер Векшин, пытавшийся внедриться в банду под видом «лопушка, шестерки», убит на Чистопрудном бульваре, 16. Сегодня напоминанием об этом трагическом киношном событии служит надпись «Адвокаты» на доме напротив Опер Векшин, пытавшийся внедриться в банду под видом «лопушка, шестерки», убит на Чистопрудном бульваре, 16. Сегодня напоминанием об этом трагическом киношном событии служит надпись «Адвокаты» на доме напротив / Фото: prepress

■ Ну а теперь — погоня! По словам Станислава Говорухина, эта сцена стала самой сложной: обе машины — и «Фердинанд», и «Студебеккер» — были в очень плачевном состоянии и приходили в действие при помощи буксира. Падение автомобиля в реку снималось на набережной Яузы. «Студебеккер» утонул и увяз в толстом слое ила так, что из него еле выбрались каскадеры. А вот «Фердинанд» и по сей день стоит в музее «Мосфильма».

Одним словом, прогулка по Москве и криминальной саге показала: отыскать все места фильма задача не из легких (учитывая, что ряд «московских» мест снимался в Одессе). Но шансы все же имеются. Главное — не обращать внимание на черных кошек...

ВОСПОМИНАНИЯ АКТЕРОВ

Владимир Конкин:

ШАРАПОВ ЧАСТО ПЛАКАЛ ОТ ОБИДЫ

С исполнителем роли Володи Шарапова, актером Владимиром Конкиным, мы встретились у него дома.

Владимир Конкин. Актер игравший Володю Шарапову в фильме "Место встречи изменить нельзя" Владимир Конкин. Актер игравший Володю Шарапову в фильме «Место встречи изменить нельзя» / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

- Владимир, помните, как зрители тогда встретили картину?

- Фильм произвел неотразимое впечатление на молодых парней. Мальчишки, сегодня уже седовласые генералы, шли тогда работать в милицию — как Шарапов.

- Картина стоила режиссеру Станиславу Говорухину немало седых волос.

- В отношении меня разногласий с начальством не было. А вот Владимира Высоцкого на роль Жеглова утверждать не хотели категорически. Говорухин пошел на риск: начал снимать без утверждения, когда начальство уехало.

- Рассказывают, что актеры изводили режиссера своими требованиями и капризами.

- Я, например, попросил Говорухина, чтобы в комнате Шарапова стояло пианино: у меня же пальцы настоящего пианиста. И это пригодилось в фильме. Высоцкий же не хотел надевать милицейскую форму, называл ее вертухайской — у него были свои отношения с милицией. Был скандал: почему следователь в таком виде? Шайка «Черная кошка», а тут — шайка на Петровке.

- А отношения в коллективе складывались как?

- Я подружился с Сергеем Юрским, Сашей Белявским, Витей Павловым, Арменом Джигарханяном, которого обожаю до сих пор. Не сложились у меня отношения с Владимиром Семеновичем. Говорю эту горькую правду не потому, что осталась оскомина. Высоцкий прекрасно понимал свою задачу, ревновал к ней других. Я был взрослым дядей, но после съемок часто плакал от обиды, потому что Высоцкий был иногда очень жесток. Но потом он пройдет мимо тебя и плечом так толкнет. Это движение было извинением.

- Сценарий отличается от книги: в романе Вайнеров «Эра милосердия» Варя Синичкина, любовь Шарапова, погибает, а в сценарии ее оставили в живых.

- Я тогда думал: боже, какая «клюква». Потом понял, что это было правильным решением. Фильм дает зрителю ощущение того, что грядет Эра милосердия. Эта картина — ручная работа, наполненная кровью сердца.

Армен Джигарханян:

САМОЕ СТРАШНОЕ - ЭТО СОМНЕНИЯ

В «Месте встречи...» Армен Джигарханян сыграл главаря банды «Черная кошка» — Горбатого.

Актер театра и кино Армен Джигарханян Актер театра и кино Армен Джигарханян

— В моей крови эта роль осталась! — рассказывает Армен Борисович «ВМ». — Я вспоминаю Одессу, наш павильон, где снимали логово банды, и то, что ежедневно в течение трех часов мне делали очень сложный грим. Людей, с которыми работал, вспоминаю. Кто-то из них был хороший, кто-то талантливый, а кто-то — никакой.

- Станислав Говорухин — хороший режиссер?

- На мой вкус, хороший. Со всей большевистской прямотой говорю: возможно, из всех отношений самые сложные — взаимоотношения актера и режиссера. Мы нуждаемся друг в друге, хотим понять, а потом начинается дележ пирога… Я не хочу делить пирог со Станиславом Говорухиным: он — режиссер фильма, и успех фильма — его заслуга.

- Действие «Места встречи изменить нельзя» происходит сразу после окончания Великой Отечественной. Помните это время?

- Очень плохо. Я жил в Ереване, и война была далеко от нас. Но я видел и до сих пор помню, как по главному проспекту Еревана — проспекту Сталина — вели немецких пленных. Это была идеологическая акция. Подозревают, что это придумал Сталин, для того чтобы у народа не было сомнений. Самое страшное, что есть в мире, — сомнения.

- Согласны с утверждением Глеба Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме»?

- Нет. Если мы подойдем к этому вопросу, то у нас еще возникнет 320 вопросов, среди которых — «что такое преступление?», «что такое наказание?» Ни один приказ, ни один министр МВД этот вопрос не решат. Ибо в каждом случае — это стечение обстоятельств. Но если бы я знал хотя бы один ответ на вопрос, как победить преступность в стране, то работал бы в милиции или в полиции, а не в кино. Актерская профессия — это биология.

Еще я верю в перевоплощение… Как только мне начинают делать грим, я уже вхожу в состояние роли. Если вы вернете мне то состояние, когда я был Горбатым, я вам расскажу больше…

ПОЧТИ АФОРИЗМЫ

Что наделяет фильм статусом кинолегенды? Блестящий актерский состав, великолепный сюжет и самое главное — фразы, ставшие народными.

Эти речи изменить нельзя:

■ А теперь — Горбатый! Я сказал — Горбатый!

■ А ты меня не совести и не агитируй — вон они, мои ценности, за печкой сопят.

■ — А что сыграть-то?

— Мурку!

■ Бабу не проведешь, она сердцем видит.

■ Бабанька, ты мне Аню к трубочке позови.

■ Вор должен сидеть в тюрьме!

■ Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок.

■ Да у тебя десять классов на лбу написано!

■ Давай, давай, открывай! У нищих слуг нет.

■ Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова!

■ Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок.

■ Заходи, мил человек, посидим, о делах наших скорбных покалякаем...

■ И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар?

■ Карп, ты на руки-то его посмотри... Из него водила, как из Промокашки скрипач...

■ Консерваторию кончить не дают.

■ Кофелек, кофелек... Какой кофелек?

■ Нету у вас методов против Кости Сапрыкина!

■ Не учи ученого, гражданин Копченый!

■ Не-не, фраерок, полный! Ну и рожа у тебя, Шарапов! Ох и рожа!

■ Риск — благородное дело!

■ С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов!

■ Только Копченый мокрушничать не станет: не такое у него воспитание.

■ Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем: чик — и ты уже на небесах.

■ — Что у вас с лицом?

— В «Астории» поужинал.

■ Что за шум, а драки нет?!

■ Это только ты умный, а я так — погулять вышел.

■ Я по пятницам не подаю.

АВТОПАРК ИЗ ДЕТЕКТИВА

STUDEBAKER US6

STUDEBAKER US6 STUDEBAKER US6

Машина, на которой Фокс пытался сбежать из ресторана «Астория», — это грузовик Studebaker US6. Это самый известный у нас американский военный автомобиль, о котором в США почти ничего не знают, потому что он поставлялся в СССР по ленд-лизу в годы войны, но никогда не состоял на вооружении американской армии.

ГАЗ-АА

ГАЗ-АА ГАЗ-АА

Фургон с надписью «Хлеб», на котором ездила банда Горбатого, это ГАЗ-АА. Эта легендарная «полуторка» (грузоподъемность машины — 1,5 тонны) была первым серийным автомобилем Горьковского автомобильного завода. АА выпускался по лицензии фирмы Ford с 1932 года, имел множество модификаций

ЗиС-8

ЗиС-8 ЗиС-8

Автобус «Фердинанд» — это ЗиС-8 1936 года выпуска. Именно в этом автобусе Копытин кричал: «Стреляй, Глеб Егорыч, уйдут, проклятые!» Автобус снимался также в кинофильах: «Багровый снег снегопада», «МУР», «Небо в огне». Ни одной оригинальной машины ЗиС-8 до настоящего времени не сохранилось.

МНЕНИЕ

Эра милосердия

Колонка нашего обозревателя Екатерины Бокашевой

В ноябре юбилей у любимого многосерийного фильма "Место встречи изменить нельзя". Ровно тридцать пять лет назад, в 1979 году его впервые показали по телевидению. И лента тут же "ушла в народ". "Вор должен сидеть в тюрьме", "А теперь - Горбатый!", "Дурилка картонная", "Кофелек, кофелек, - какой кофелек?

"Кирпич чистый!" и многое другое. Мы знаем этот фильм практически наизусть. И тем не менее, каждый раз, когда, переключая, наталкиваемся на "Место встречи..." - "залипаем" и смотрим, смотрим (далее…)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Мы получили к Дню милиции хороший подарок»

В романе братьев Вайнеров «Эра милосердия» почти к каждой главе подобраны эпиграфы из публикаций «Вечерней Москвы». Газета даже используется в качестве вещдока (в фильм эпизод не вошел): Жеглов устанавливает, что пыж из бандитского ружья сделан из клочка «Вечерки».

6 марта 1946 года «Вечерняя Москва» поместила заметку «Черная кошка» — о суде над зловещей шайкой.

«Не ищите нас, здесь была «Черная кошка», — такие записки не раз находили в ограбленных квартирах (...) С августа прошлого года «Черная кошка» перешла к бандитским налетам (...) За три месяца они совершили ряд вооруженных ограблений частных лиц, ателье, складов». И когда сериал закончился, «Вечерняя Москва» одной из первых поместила на него рецензию (17 ноября 1979 года). (далее...)

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.