Андрей Кнышев: «Лобовой» юмор моден, но скучен
Андрей Кнышев — писатель-сатирик, один из создателей цикла передач «Веселые ребята» и один из первых членов жюри возрожденной Высшей лиги КВН. Владелец восьми велосипедов, он обожает путешествовать по Москве и приучил к этому своих друзей.
- Но сначала мы поговорим все-таки о юморе.
- Сейчас, к сожалению, юмор поставлен на поток. Появились целые фабрики смеха, «макдоналдсы» шуток. Многие юмористы, оседлавшие эту волну, пытаются успеть заработать, покрыв собой всю страну. Я сразу вспоминаю сказку про горшочек и кашу. Так и хочется крикнуть: «Горшочек, не вари!» Каша юмора отовсюду льется, мы тонем.
- Но ведь юмор всегда был на продажу! Шуты веселили народ на ярмарках и этим жили.
- Проблема в том, что юмора, во-первых, стало очень много. А во-вторых, он стал каким-то одинаковым. Одни и те же темы, одни и те же лица — все шутят и шутят. Ярко, громко, нахально, беспардонно.
- Почему? Публика стала проще? Не хочет думать, ей подавай «лобовой» юмор? Мэтр Михаил Жванецкий уже давно на это сетует. Недавно была история, что его выступление вырезали из эфира — народ не смеялся.
- У меня техническое образование, поэтому я бы употребил термин «взаимоиндукция». Сначала телевидение формирует вкусы аудитории, давая в эфир юмор простой, не интеллектуальный. А потом, когда его критикуют, говорит: посмотрите, людям-то нравится, у программы рейтинг. Значит, нужно продолжать! Вот и продолжают.
А жизнь так устроена, что на саночках всегда проще ехать под гору. Сел — и сани сами везут. А подниматься, то есть думать над сказанным, увидеть себя со стороны — это уже труд. Так пусть зритель расслабится и едет. Ну вот он и скользит под горку…
- Я вот вижу три типа юмора. Один — совсем простой. Это программа «Аншлаг». Другой — модный, для молодежи, это Comedy club. И где-то между ними — «Уральские пельмени».
- Нет, источников юмора, к счастью, больше. Ведь снимают еще комедии, кроме того, есть неплохие сериалы. И я бы не сказал, что все плохо и пошло. Это стереотип. Вспомните, юмор всегда ругали. Ни 16-я страница «Литературной газеты», ни «Вокруг смеха» не отражали жизнь во всей ее полноте. Нельзя было шутить на многие темы: взятки, бюрократия… Поэтому интеллигенция слушала Жванецкого на кассетах. Сейчас все разрешено, но юмора тонкого, интеллектуального не хватает.
- Андрей, вы коренной москвич. Что для вас Москва? С какими местами город ассоциируется?
- У меня он ассоциируется с парками. «Лосиный Остров», Битца, «Сокольники», Парк Горького, Нескучный сад, Воробьевы горы… Нет, наверное, ни одного парка, где бы я не бывал и где не любил бы находиться. Даже вокруг многих «секретных» воинских частей присутствует зелень, там тоже с удовольствием гуляю.
- Гулять предпочитаете пешком?
- Не только. У меня дома хранятся восемь велосипедов. Я часто «седлаю» один из них и выезжаю кататься по городу. И когда ко мне приезжают друзья со всей страны, катаюсь с ними. Ну а если пешком, то чаще всего гуляю по Пушкинской и Фрунзенской набережным и Андреевскому мосту, с которого открывается очень красивый вид. Люблю эти места.
СПРАВКА
Андрей Кнышев, 58 лет. Писатель-сатирик, сценарист и режиссер. Автор книг «Тоже книга», «Уколы пера», «На100льный календарь на сто лет». В КВН участвовал, еще будучи студентом.