Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Квадробика

Квадробика

Как готовились к школе в СССР?

Как готовились к школе в СССР?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Где загорали летом в советской Москве?

Где загорали летом в советской Москве?

ДР панды Катюши

ДР панды Катюши

Как менялась школьная форма в России?

Как менялась школьная форма в России?

Борщевик

Борщевик

Самые необычные пляжи мира

Самые необычные пляжи мира

Популярные летние напитки в СССР

Популярные летние напитки в СССР

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Золотой век и закат Натальи Лопухиной

Общество
Наталья Лопухина считалась одной из самых блистательных красавиц российского двора, она разбивала сердца самых завидных кавалеров, не боясь вступать в соперничество с самой цесаревной Елизаветой. За что вскоре и поплатилась.

Толпа вздыхателей постоянно окружала красавицу Наталью — с кем танцевала она, кого удостаивала разговором, тот считал себя счастливейшим из смертных. Где не было ее, там царствовало принужденное веселье; появлялась она — радость одушевляла общество; красавицы замечали пристально, какое платье украшала она, чтобы хотя нарядом походить на нее, — так описывал историк и литератор XIX века Дмитрий Бантыш-Каменский Наталью Федоровну Лопухину (1699–1763).

Высокий лоб, выразительные темные глаза, брови вразлет. При дворе Анны Иоанновны блистали многие красавицы, но особенно выделялись две. Наталья Лопухина и юная цесаревна Елизавета Петровна. Елизавета была молода, робка; ее голубые глаза часто наполнялись слезами, когда статс-дамы грубо шутили над ней. А дамы старались ужалить побольнее цесаревну; эти шутки так нравились Анне Иоанновне! Дальше всех пошла Наталья Федоровна. Наверное, в ней бурлила ревность к молодости, ведь Елизавета Петровна была на десяток лет моложе. Любимой шуткой Натальи было — выведать у портнихи, какой наряд задумала Елизавета Петровна на ближайший бал, и заказать такой же! Даже сейчас, в век ширпотреба, для двух женщин прийти в одинаковых платьях — конфуз. А во времена дворцовых балов и парчовой роскоши одеться одинаково было просто позором! Елизавета Петровна вспыхивала яростью, но ничего не могла поделать. Надо было «держать лицо» и не плакать, слушая насмешки.

А Наталья Федоровна ликовала. Апофеозом «одежной травли» был такой эпизод: однажды Наталья Лопухина спешно поменяла всю обивку в гостиной. Новые портьеры на окнах, новая обивка мебели… Гости восхищались дорогой тканью, а потом раздался хохот: в зал робко вошла цесаревна Елизавета в платье из точно такой же материи…

«СВЕЧА НЕ УГАСЛА!»

Ненависть к семье Петра Первого была в Наталье сильная. Наталья Лопухина происходила из семьи Монсов. Как известно, Анна Монс, родная тетка Натальи, десять лет была возлюбленной Петра Первого. Потом, попав в немилость, и Виллим Монс, дядя, и мать Натальи Модеста Монс (в замужестве Балк) пострадали от взбалмошного царя-преобразователя. Модеста была выпорота и выслана прочь из столицы. А Наталью Петр Первый насильно выдал замуж за Степана Лопухина.

Степан приходился ему родней: был двоюродным братом Евдокии Лопухиной, первой жены Петра Первого. Евдокию Петр заточил в монастырь, а Степана обвенчал с красавицей Натальей Балк. Зачем обвенчал, зная, что молодые друг друга не любят? Да просто так. Самодурствовал.

Не прошло и года после насильной женитьбы, как произошел новый скандал.

В 1719 году умер малолетний сын Петра Первого от второй жены, Екатерины Алексеевны. Младенцу было три года; Петр Первый был безутешен в своем горе. Стоя у гроба ребенка, строптивый Степан Лопухин цинично расхохотался и сказал во всеуслышание, что «свеча-то не угасла»! Все поняли намек: Степан имел в виду единственного потомка Петра по мужской линии, Петра Алексеевича. Царевич Алексей был казнен, Петр и слышать о нем не хотел. И Степан Лопухин тут же впал в немилость. Разъяренный Петр Первый велел судить его, пороть, а затем вместе с молодой женой Лопухина сослали на Белое море.

Но — все заканчивается, подошел конец и ссылке. Петр Первый скончался, а к власти пришла сначала Екатерина Первая, а потом Петр Алексеевич, «неугасшая свеча». С его правлением род Лопухиных был возвращен ко двору; особой милостью пользовалась бабушка Петра Алексеевича Евдокия Лопухина. Да и вся семья была облагодетельствована новыми правителями.

И вдруг, как гром среди ясного неба, — скончался от оспы за несколько дней Петр Алексеевич; но к власти пришла Анна Курляндская. Во время правления Анны Иоанновны Лопухиным были пожалованы новые земли, Степану — генеральский чин и орден Александра Невского, а супруга его Наталья стала одной из самых уважаемых статс-дам при дворе. Воистину для Лопухиных наступил золотой век.

ТРИУМФ ЛОПУХИНЫХ

Наталья Лопухина всегда была окружена поклонниками. Законный супруг смотрел на это сквозь пальцы: не убудет… Степан говорил: «К чему же мне смущаться связью ея с человеком, который ей нравится, тем более, что нужно отдать ей справедливость, она ведет себя так прилично, как только позволяет ей ее положение». Рожала Наталья исправно. До совершеннолетия дожили только пять детей, но матерью становилась десять раз. Как-то просто все это было: историки свидетельствуют, что, родив дочку от своего возлюбленного Левенвольде, Наталья уже на следующий день блистала на балу. А потанцевать она любила, была законодательницей мод и, как сейчас бы сказали, светской львицей. С камергером и графом Рейнгольдом Левенвольде у Лопухиной была настоящая страсть, которая длилась много лет. Красавец Левенвольде когда-то был фаворитом Екатерины Первой, потом попал в крепкие руки Натальи Лопухиной.

Во времена ее триумфа при дворе Лопухиной было далеко за тридцать; по тем временам — солидный возраст. Но она по-прежнему выглядела прекрасно, интриговала, даже, по слухам, устраняла конкуренток с помощью яда… Неоднократно предлагала императрице устранить и цесаревну Елизавету — Лисаветку, как звала ее Анна Иоанновна. Лисаветка, в свою очередь, боялась «тетеньки» до умопомрачения, не раз была бита по щекам за малейшую провинность.

Однако до «устранения» или до заточения в монастырь претендентки на трон так и не дошло. На смену Анне Иоанновне пришла Анна Леопольдовна; Лопухины благоденствовали и при ней тоже, а цесаревна Елизавета терпела унижения и плакала по ночам в подушку…

СКАНДАЛЫ, ИНТРИГИ, РАССЛЕДОВАНИЯ

«…Она отправилась в Преображенские казармы и прошла в гренадерскую роту. Гренадеры ожидали ее.

— Вы знаете, кто я? — спросила она солдат. — Хотите следовать за мною?

— Как не знать тебя, матушка цесаревна? Да в огонь и в воду за тобою пойдем, желанная, — хором ответили солдаты.

Цесаревна взяла крест, стала на колени и воскликнула:

— Клянусь этим крестом умереть за вас! Клянетесь ли вы служить мне так же, как служили моему отцу?

— Клянемся, клянемся! — ответили солдаты хором…»

Из романа Н. Э. Гейнце «Романовы. Елизавета Петровна»

В 1741 году к власти пришла Елизавета Петровна. Ей тогда был 31 год. Робкая девушка стала могущественной императрицей. Балы продолжались, только уже не Лопухина была на них главной звездой…

«Через три месяца после своего прибытия в Москву на коронацию она успела, по свидетельству Ботта, надеть костюмы всех стран в мире. Впоследствии при дворе два раза в неделю происходили маскарады, и Елизавета появлялась на них переодетой в мужские костюмы — то французским мушкетером, то казацким гетманом, то голландским матросом. У нее были красивые ноги, по крайней мере ее в том уверяли. Полагая, что мужской костюм невыгоден ее соперницам по красоте, она затеяла маскированные балы, где все дамы должны были быть во фраках французского покроя, а мужчины в юбках с панье».

К. Валишевский «Дщерь Петра Великого»

Левенвольде был сослан навеки в далекий Соликамск; у Лопухиных же отняли жалованные ранее поместья. Степан Лопухин был отправлен в отставку, Ивана Степановича — сына Лопухиных — отчислили из камер-юнкеров. Наталья Лопухина продолжала числиться статс-дамой, но чувствовала ненависть к ней Елизаветы Петровны.

И еще — ужасно страдала из-за того, что милый друг, Левенвольде, теперь так далеко… Узнала Наталья, что в Соликамск едет новый пристав, кирасирский поручик Яков Бергер, и попросила сына, Ивана Степановича, через Бергера передать Рейнгольду весточку: «Граф Левенвольде не забыт своими друзьями и не должен терять надежды, не замедлят наступить для него лучшие времена!» Кто ж знал, что пойдет предатель Бергер прямиком в Стукалов указ, где составит донос на всю семью Лопухиных. И про то, что готовится, дескать, заговор против императрицы.

И про то, что Иван Степанович, напившись пьяным, говорил плохо про Елизавету Петровну: незаконнорожденной ее называл да грозился, что недолго ей править… Гнев Елизаветы Петровны упал, что называется, на старые дрожжи. Припомнились годы унижений и обивка в гостиной Лопухиной — из той материи, что было пошито бальное платье…

КАЗНЬ

В объявленном манифесте говорилось, что Лопухины — Степан, Наталья и сын их Иван — «по доброжелательству к принцессе Анне и по дружбе с бывшим обер-маршалом Левенвольдом, составили… замысел…» Лопухиных и подругу Натальи Анну Бестужеву приговорили к смертной казни, но потом «по великодушию своему» императрица высшую меру отменила. Заменив на позорную порку кнутом с последующей высылкой в Сибирь. А главным «заговорщицам», Наталье и Анне Бестужевой, — еще и «урезать язык».

1 сентября 1743 года в Петербурге, у эшафота, построенного на Васильевском острове у здания Двенадцати коллегий, собралась огромная толпа, жаждущая «зрелищ». Все жадно глядели на эшафот.

Там приводили в действие унизительную казнь над одной из самых красивых женщин столетия. Вот ее, беззащитную, бросили на деревянные доски; палач разорвал на ней платье, и нежную, холеную кожу разрезал хлыст. Она уже не кричала, не плакала: не было сил. Она была почти мертва… И тогда ей разжали челюсти и клещами вырвали язык.

Палач показал язык онемевшей толпе и крикнул: «Кому язык, недорого?!» Толпа разразилась хохотом и улюлюканьем.

Анну Бестужеву «казнили» второй, и она успела сунуть экзекуторам дорогое кольцо — поэтому ее и секли не так самозабвенно, и язык лишь чуть-чуть «прикусили».

ПОСЛЕ БАЛА

Фигуранты «Лопухинского дела» были сосланы в отдаленные уголки Сибири. Долгие годы Наталья Федоровна Лопухина, когдато первая красавица двора, жила в городке Селенгинске. Два десятка лет она провела в Якутии. Она не могла теперь говорить — только мычала что-то нечленораздельное, не могла спать, захлебываясь слюной. По национальности немка, лютеранка по вероисповеданию, 21 июля 1757 года она приняла православие. Синод рапортовал, что в Сибири приняли православие 2720 душ язычников и «содержащаяся в Селенгинске Степана Лопухина вдова Наталья Федорова».

К власти пришел Петр Третий, и дело пересмотрели; Наталья Федоровна была возвращена в Петербург и даже вернулась ко двору.

Елизавету Петровну она пережила и застала царствование Екатерины Второй. Лопухина ушла из жизни 11 марта 1763 года, на 64-м году жизни. В обезображенной, немой старухе невозможно было узнать некогда блистательную красавицу-интриганку.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.