Паллиативную помощь получат все, кто в ней нуждается
— Сколько человек в Москве нуждаются в паллиативной помощи?
— Ежегодно — около 56 тысяч больных, и прогнозы показывают, что цифра эта будет расти. Причины разные: старение населения, улучшение медицинской помощи — люди стали меньше умирать от сердечно-сосудистых заболеваний, выросла продолжительность жизни при тяжелых хронических заболеваниях.
— Все ли больные, которым показана паллиативная помощь, могут ее получить?
— В прошлом году ее получили не более 14 тысяч человек. То есть около 25 процентов. И реорганизация паллиативной помощи призвана как раз эту ситуацию исправить.
— Каким образом?
— Разрабатываются единые критерии оценки качества, единые форматы медицинской документации, увеличивается штатное расписание. В Москве много лет работали восемь хосписов. В каждом по 30 коек, все они работали по территориальному принципу, в каждом организована выездная служба. Однако в одних хосписах врач за год посещал около двух тысяч больных, а в других — чуть больше 300. В одних хосписах эффективные лекарства, в том числе опиоидные анальгетики, расходовались сотнями упаковок, а в других на порядок меньше.
Где-то было круглосуточное посещение, а где-то родственников не пускали к умирающим близким. Больные с одинаковыми диагнозами, одинаковой тяжестью состояния в одном случае оказывались на хосписной койке, а в другом — оставались жить дома, обезболенные, с круглосуточной поддержкой медицинского персонала, среди своих родных стен и с близкими рядом. То, что разные хосписы работали по разным стандартам, неприемлемо. Реорганизация призвана сделать качественную помощь в конце жизни доступной для каждого пациента в Москве.
— Объясните, пожалуйста, принципы построения хосписной службы.
— Система паллиативной помощи — это не только Центр паллиативной медицины (созданный на базе городской клинической больницы № 11) и хосписы со своими стационарами и выездными службами. Это еще и отделения паллиативной помощи в 14 городских больницах (305 взрослых и 70 детских коек, а также две детские выездные службы), и это 54 кабинета паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических центрах. Административно они будут подчиняться своим главным врачам, но методологически, идеологически и функционально — центру.
Врачи кабинетов должны тесно сотрудничать и с участковыми терапевтами, и с врачами-специалистами по основному заболеванию пациента, и с паллиативными стационарами и патронажными службами. Выездная служба, которая должна заниматься профессиональной помощью пациентам и их семьям в последний год жизни больного, в следующем году будет переведена на семидневный режим работы. Будут выделены круглосуточные бригады.
— Кому необходима амбулаторная и стационарная паллиативная помощь?
— Около 80 процентов пациентов хосписов не требуют госпитализации, они могут получать адекватную терапию дома. В хоспис надо госпитализировать человека, чей жизненный прогноз не превышает трех месяцев. Однако сейчас там зачастую лежат люди, чей прогноз порой больше года, а то и многих лет, при условии хорошего ухода. Это стабильные хронические больные, которые вполне могут находиться дома, и при нормальной ситуации в семье и правильно организованном уходе им дома лучше — проще сохранить большинство жизненных функций, ведь дома меньше правил и запретов.
Вот таким стабильным пациентам нужны паллиативные кабинеты в поликлиниках. Если состояние ухудшится, то тогда подключатся выездные паллиативные службы центра, а позже, увы, и хосписа. Главная задача выездной службы — патронаж. А главная цель — работать с пациентом и его родственниками на опережение симптомов. Паллиативная помощь в стационаре должна оказываться, когда заболевание вступило в активную терминальную фазу.
— А какова главная проблема московской хосписной службы?
— Нехватка подготовленных кадров. Но это проблема не московская, а федеральная. Практически нет кафедр паллиативной медицины в медвузах, нет государственного образовательного стандарта как для врачей, так и для медсестер. Сейчас кабинеты паллиативной помощи наполовину недоукомплектованы врачами. Еще один важный момент — недостаточная информированность общества о возможности получить паллиативную помощь. Люди должны требовать достойного отношения. Все остальные проблемы — организационные: паллиативная служба Москвы проходит переходный этап.
— Что можно посоветовать людям, чьи близкие нуждаются в паллиативной помощи?
Нужно просто обратиться за помощью. На руках должно быть заключение врачебной комиссии из поликлиники, к которой прикреплен человек, или из больницы, где он находится в настоящий момент, что пациент является паллиативным: то есть что его заболевание неизлечимо и он более не нуждается в активном лечении. Это делается для того, чтобы защитить пациента — исключить случаи, когда он может попасть в хоспис недолеченным. И с этой бумагой нужно обратиться в хоспис по месту жительства или в Центр паллиативной помощи.
СПРАВКА
Центр паллиативной медицины Департамента здравоохранения города Москвы находится по адресу: улица Двинцев, 6, строение 2.
● Телефоны: справочная 8 (499) 940-19-54, приемное отделение 8 (499) 940-19-48.
● Электронная почта: cpmdzm@zdrav.mos.ru ● Директор: Нюта Федермессер (Анна Константиновна), тел. 8 (499)940-19-50. Часы приема: в любое время, по предварительной записи.
● Главный врач: Жилин Олег Викторович, тел. 8 (499) 940-19-50. Часы приема: понедельник с 14:00 до 17:00.