Владимир Платонов: Законы не пишем, но лоббируем
— Владимир Михайлович, какие основные достижения Московской торгово-промышленной палаты за последние 25 лет вы могли бы выделить?
— Первое достижение — это то, что мы есть, мы выжили. Не всем представителям предпринимательства это удается. Ну а если без шуток: четверть века — огромный промежуток времени, который вместил в себя всю современную историю России. Трудно конкретно описать такой период в нескольких фразах.
В целом наша структура состоялась как мощная некоммерческая общественная организация, представляющая и защищающая интересы бизнеса. Среди множества подобных организаций палата является единственной, деятельность которой регламентирована специальным Законом города Москвы, дающим нам немалые права и обязанности. Нам удалось наладить конструктивное взаимодействие с органами власти федерального и регионального уровней.
— То есть можно сказать, что за 25 лет МТПП стала важным инструментом взаимодействия между властью и бизнесом?
— Да, конечно. Фактически палата превращается в самую мощную в Москве экспертную площадку по экономическим вопросам. На протяжении уже двух лет ни один экономический документ не получает статус городского закона, не пройдя тщательное обсуждение, порой жесткое, в наших стенах. Это касается налоговых режимов, аренды, приватизации и, наконец, главного городского документа — Бюджета Москвы.
Мало того, хотя палата на сегодняшний день не наделена правом законодательной инициативы, мы публикуем все проекты городских экономических законов у себя на сайте, собираем мнения предпринимателей, обобщаем их в виде поправок к законопроектам и передаем их в правительство Москвы и Мосгордуму. Практически всегда они принимаются и исполнительной властью, и депутатами, поскольку власти осознают: мы представляем консолидированное мнение городского бизнес-сообщества.
— Какие самые важные вопросы, связанные с взаимодействием бизнеса и государства, были решены на площадке палаты?
— За последние несколько лет мы инициировали десятки изменений в действующее московское законодательство. Это касалось городских законов о промышленной политике, об инвестиционной политике, о налоговом регулировании. Самый свежий пример: только что мэр подписал городской закон о распространении удобной для предпринимателей патентной системы налогообложения на деятельность такси.
У нас прошло три тура обсуждений с участием депутатов, министров и представителей профессионального сообщества такси (от владельцев крупных компаний до отдельных водителей), прежде чем было выработано консолидированное мнение, что это будет правильно и полезно.
— Какая поддержка нужна сегодня малому бизнесу? Как власти поддерживают его?
— В быту говорят: «Лучшая помощь от власти — чтобы не мешала». Но, конечно, это не более чем шутка. В любом государстве должно быть создано антимонопольное законодательство, чтобы бизнес мог развиваться и конкурировать. В 34-й статье Конституции содержатся два основополагающих тезиса: право открыть свое дело и недопущение монополизации рынка.
Предприниматель должен получать помощь при регистрации своего бизнеса, иметь доступ к кредитным средствам, возможность попасть на тот или иной рынок, участвовать в нем на условиях честной и свободной конкуренции. Ну а уж насколько сам деловой человек сумеет этим воспользоваться — зависит только от него.
За последние годы в Москве созданы условия для развития бизнеса различных масштабов — от микрокомпаний и индивидуального предпринимательства до огромных корпораций. Исходя из ниши, которую занимает та или иная организация, существует система помощи и поддержки различных уровней.
— Летом вы планировали взять на контроль ситуацию с повышением цен на такси в плохую погоду. Планы уже начали реализовываться?
— Мы не можем объять необъятное и контролировать все такси в Москве. Да, если в городе происходит погодный катаклизм или какое-то несчастье, есть перевозчики, которые стараются на этом нажиться и поднимают тарифы. Но те таксомоторные компании, которые объединились в составе МТПП, взяли на себя определенные обязательства и так не поступают.
Наоборот, они проводят различные акции социальной направленности — например, на праздники возят ветеранов бесплатно. В День Героев Отечества, 9 декабря, организации, входящие в наш Комитет по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом, бесплатно предоставляли машины для Героев Советского Союза и Героев России.
Ведь это правильно, когда бизнес берет на себя выполнение конкретной социальной задачи. Предприниматели словно говорят этим: «Мы свои, и нам понятны те проблемы, которые возникают, мы будем брать на себя часть этих проблем».
— Еще одна инициатива МТПП — предложение ограничить продажу вейпов. Как обстоят дела?
— Первый, кто читает закон после его принятия, — это тот, кто собирается его нарушить. Он ищет лазейку. Человек увидел, что появился закон, запрещающий курение сигарет в общественных местах. И он подумал: «Нет проблем! Сделаем для курения баночку!» И вот потребители вейпов ходят с баночками, из которых идет дым, потому что это не запрещено.
На мой взгляд, нужно запретить не форму, а содержание. Потому что, пользуясь пробелами законодательства, употребление вейпов пытаются ввести в моду. Особенно это касается молодежи. Думаю, мы решим эту проблему, как решили проблему повсеместного курения.
Недавно был в одной из стран СНГ.Было приятно наблюдать, что россияне, в отличие от местных, выходили из кафе курить на улицу. Потому что мы уже привыкли употреблять пищу, не вдыхая табачный дым. В Мосгордуме мы еще в 1995 году приняли решение о запрещении курения в стенах парламента помимо специально отведенных мест. Задолго до начала всех антитабачных кампаний. Потому что всегда нужно начинать с себя — и тогда все сложится правильно.
— Специалисты МТПП не раз говорили о помощи, которую палата планирует оказывать социальному бизнесу. Ведь на ЦСО и библиотеках делать деньги сложно. Город обещал помочь. Помог?
— Одно из последних решений Мосгордумы — освобождение книжных магазинов от торгового сбора. Мы прекрасно понимаем, что для сохранения рынка книжной продукции надо создавать условия, чтобы торговые предприятия могли держать приемлемые для большинства населения цены.
Кроме того, книжным магазинам позволено торговать не только книгами, но и сувенирной продукцией. Ведь ясно, что они не имеют огромной прибыли и город не получит от них какую-то часть налоговых поступлений. Но книжные магазины несут другую пользу. Люди продолжают читать и за счет этого остаются людьми.
Это небольшой пример, но он показателен. МТПП постоянно занимается вопросами поддержки социального бизнеса, в нашей структуре для этих целей создан специальный комитет. Мы объединяем компании, занимающиеся вопросами трудоустройства и профессионального образования людей с ограничениями жизнедеятельности, помощью престарелым, детям, ветеранам.
Такие организации, как правило, возглавляют энтузиасты, не слишком искушенные в тонкостях ведения бизнеса. Мы стараемся помогать компенсировать этот пробел за счет профессионализма наших сотрудников.
— Зачем нужно выстраивать региональные связи палаты?
— Бизнес не знает границ. Существуют московские компании, имеющие филиалы в других городах, некоторые даже зарегистрированы в нескольких региональных палатах. Есть огромное количество предприятий из других субъектов, желающих выйти на богатый и многообразный московский рынок. Мы стараемся помогать столичным и региональным предпринимателям находить рынки сбыта продукции, завязывать деловые связи, с тем чтобы это шло на пользу Москве.
— Идет ли лоббирование интересов московских предпринимателей в других регионах?
— Москву не все любят. Порой возникает ошибочное представление о ней. Кто бы ни принял решение с негативными последствиями на территории столицы, люди говорят: «Это Москва приняла»…Не стоит ждать особой любви или того, что нам что-то уступят только потому, что мы москвичи.
Нужно делать качественную продукцию по адекватной цене, тогда ее легко продвигать. Но, конечно, бывают случаи монополизации и попыток закрыть региональные рынки для «чужих». Здесь мы стараемся помогать преодолевать барьеры, ведь страна у нас одна.
— На какую поддержку может рассчитывать начинающий предприниматель?
— Самую разнообразную. Предприниматели, которые только-только зарегистрировались, могут прийти в Палату, чтобы узнать, как лучше организовать свою деятельность, получить первоначальные юридические консультации по поводу открытия и регистрации своего бизнеса.
Ну и далее: консультации по вопросам получения субсидий и грантов, содействие в поиске дополнительных источников финансовых ресурсов посредством сотрудничества с банковским сектором по актуальным программам. Проводим семинары и мастер-классы по самым актуальным вопросам экономики Москвы. Палата является партнером крупнейших банков, которые могут по нашей рекомендации дать малому бизнесу кредит под льготный процент. В общем, от консультирования до финансирования…
— Производители уже достаточно давно вынуждены работать в условиях санкций. Сумел ли бизнес приспособиться?
— Оставим в стороне большие категории. Приведу конкретный пример. Наши фермеры сейчас начали выпускать безлактозное молоко. Раньше такого не было. Мы приспособились. Сегодня во всех магазинах спросом пользуется именно наша, российская продукция. Я встречался с немецкими предпринимателями. Вот они действительно страдают из-за того, что у них сорвались сделки с Россией. А мы тем временем поднимаем и развиваем свое сельское хозяйство.
— Хотелось бы поговорить о конкурсе «Московское качество». Есть ли в нем практическая польза для горожан?
— Я уверен, что да. Благодаря открытости и гласности конкурса горожане непосредственно участвуют в выборе лучших производителей качественных товаров и услуг и видят всю информацию о победителях в честном соревновании. Кстати, мы разрешаем победителям нашего конкурса пользоваться брендом «Московское качество».
Если увидите такой знак на товаре или в торговом зале, не сомневайтесь — перед вами действительно качественный продукт или хороший магазин. Думаю, что у конкурса хорошие перспективы. У нас грандиозные планы на будущий год, думаю, мы удивим москвичей.
— Хочется немного отойти от темы предпринимательства. Есть ли у вас самые любимые места в Москве?
— Я родился и вырос в Москве, в Филях. Помню, каким раньше был Филевский парк, сейчас его не узнать! Потом работал в Киевском районе, в прокуратуре, это тоже родные места. Но вообще, я люблю Москву всю целиком и полностью, это уникальный город…
СПРАВКА
Владимир Платонов родился 24 декабря 1954 года. С 1972 по 1975-й работал электро-монтажником на машиностроительном заводе имени Хруничева. В 1983-м окончил факультет экономики и права Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне РУДН). С 1983 по 1991-й работал в органах прокуратуры, где занимался расследованием особо тяжких преступлений. В 1993 году избран депутатом Мосгордумы. С 1994 по 2014-й был ее председателем. С 2014 по 2016 год — старший вице-президент МТПП.
ЦИФРА
3.5 тысячи предприятий, занятых в различных отраслях экономики столицы, объединяет Московская торгово-промышленная палата. Большая часть из них — представители малого бизнеса.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Поддержка бизнесу гарантируется
— Если у предпринимателя возникает проблема, пусть приходит к нам, и мы поможем ее решить, — сказал Владимир Платонов. — Есть такое понятие, как лоббист. Это тот, кто помогает решать проблемы. Так вот, палата — это лоббистская организация при отсутствии закона о лоббизме (далее...)