Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

И друзьям расскажу...

Сюжет: 

Московский пенсионер
Общество
И друзьям расскажу...
10 мая 2017 года. Геннадий Незвигин с любимым баяном во дворе дома / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»
Первая песня была написана москвичом Геннадием Незвигиным через полтора года после выхода на пенсию. Сегодня он автор двух альбомов, а материала у него - на целых четыре.

За дверцей одного из шкафов мебельной стенки Геннадий Незвигин хранит свое сокровище — немецкий аккордеон, который в 1945-м привез из побежденной Германии его отцу друг-фронтовик. И никакие уговоры и просьбы расстаться с ним на упрямого пенсионера не действуют.

Слишком дорогая для него вещь — этот трофейный инструмент.

— Вообще-то аккордеон не мне предназначался, а одной из моих пяти сестер. Но она инструмент быстро забросила, а я вцепился в него насмерть, — вспоминает Геннадий Владимирович.

Никакой нотной грамоты пятилетний мальчишка, конечно, знать не знал, да и не догадывался о ее существовании, мелодии подбирал на слух — как оказалось, идеальный. И вскоре Генку Незвигина, «последыша» из многодетной семьи директора машинно-тракторной станции села Прудки АлмаАтинской области, каждый вечер видели на скамеечке у ворот, мимо которых возвращался с завода рабочий люд: это была его первая концертная площадка. Долгое время музыка была для пацаненка Генки занятием, что называется, для души, а для студента-заочника истфака Алма-Атинского университета Геннадия Незвигина стала работой: устроился в сельскую школу преподавателем пения.

— Потом еще и физкультуру преподавал, и географию. Хотя мечтал стать учителем истории, но тогда этот предмет, как правило, директора школ вели. Зато с ребятами у меня отличные отношения сложились: во-первых, пение и физкультура — всегда самые любимые предметы, особенно у двоечников, а во-вторых, я и секции спортивные в школе организовал, которых там до меня в помине не было, мы и на соревнования постоянно выезжали, и в смотрах всяких песенных участвовали, — Геннадий Владимирович вспоминает то время с удовольствием.

Он не стеснялся быть с учениками на равных, но, когда требовалось, «мог говорить вещи беспощадные. Для их же пользы». Была ли от этого польза? Он уверен, что была: двоих из трех трудных, почти безнадежно «пропащих» подростков, по которым, можно сказать, тюрьма плакала, «вытащил»: спортом увлек, нормальными людьми стали.

Как известно, ничто ниоткуда не берется, вот и педагогический талант Геннадия Незвигина не на пустом месте образовался: был пример перед глазами — его собственный учитель пения Дмитрий Филиппович. Ему, баянисту от Бога, удалось на всю жизнь влюбить своего ученика в этот инструмент. Так немецкий аккордеон проиграл русскому баяну в битве за привязанность хозяина.

И друзьям расскажу... Геннадий Незвигин на велосипеде в ближайшем парке / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

— Конкурсы самодеятельности, выступления в колхозах и совхозах — где мы только с моим баяном не выступали! Мне все это ужасно нравилось, я энергичный и легкий на подъем был...

Слово «был» тут явно лишнее: сегодня 77-летний Незвигин начинает и заканчивает свой день в ближайшем парке, резво рассекая по его дорожкам на велосипеде и меряясь силами и твердостью характера с «железками» — спортивными тренажерами. Знают его и местные поклонники волейбола — он частый гость на площадке. Но, восхищаясь отличной физической формой этого пожилого человека, не каждый из окружающих догадывается, что есть повод позавидовать куда более важному его качеству: удивительной молодости души. Можно было бы свалить это свойство деда Гены (четверо взрослых внуков у него) на его гены, но, кажется, дело все-таки не в них. То, что дарит ему вдохновение, смысл и цель жизни, иными словами, является самой сильной инъекцией от старости, стоит в уголке комнаты («это моя студия») на стуле, рядом с микрофоном, поблескивая полированным корпусом и подмигивая хозяину 120 черно-белыми глазами-кнопками. Геннадий Владимирович берет его в руки и, поглаживая блестящий бок любимого баяна, говорит:

— Я ведь когда в статус пенсионера перешел, растерялся: как жить, что делать, чем заниматься? И длилось это состояние безвременья года полтора...

К тому времени он давно уже жил в Москве, преподавал спецкурс истории органов МВД в Академии этого ведомства. Предмет, по его мнению, мало разработанный, схематичный, и это было самое сложное, ведь прежняя работа приучила Незвигина «докапываться» до истины. Когда после службы в армии он, дипломированный историк, так и не смог устроиться преподавателем в школу, пошел работать в один из алмаатинских архивов. Там он и заинтересовался такой темой, как «Работа сотрудников милиции на территории Казахстана в годы Великой Отечественной войны». Изучив огромное количество документов, многими из которых, как признается, зачитывался как бестселлерами, он начал писать диссертацию. Опубликовав работу в одном из журналов, молодой историк-архивист был приглашен в Москву, где поступил в адъюнктуру МВД. Закончив ее, остался на преподавательской деятельности. Среди предметов, которые вел, были и история КПСС, и научный коммунизм. В конце 80-х перестройка «отменила» их вместе с идеями коммунизма. Верил ли он в них?

На этот вопрос Незвигин отвечает не задумываясь, но с некоторым удивлением:

— Верил ли? Конечно! И сегодня продолжаю это делать. Так идеи-то хорошие, — убежден он. — Это исполнители никудышные попались.

И когда все, во что он верил, начало стремительно и безвозвратно рушиться, он ушел на пенсию и полтора года с начала своего «заслуженного отдыха» вспоминает как период тяжелого и тревожного безвременья.

«Вытащил» он себя из него не без помощи своего баяна: сидел как-то дома и вдруг вспомнил, как с лучшим другом ездили они однажды на горную рыбалку, как ловили форель в прозрачной речушке, берега которой накрывал сладкий аромат, плывущий от зарослей колючего шиповника...

— Столько лет прошло, а я прямо почувствовал этот запах. Достал инструмент. И как-то легко, как будто сами собой, и музыка родилась, и стихи сложились про тот чудесный день. С этой песни все и началось...

Свой первый диск он назвал «Мы все прудковчане», посвятив его землякам: так случилось, что именно среди них — его самые близкие и надежные друзья, отношения с которыми прошли проверку самой жизнью. Потом он записал альбом «Песни у костра».

Рассказывая, как работал над записями первых песен, хохочет:

— Я ж тогда не понимал в этом ничего. Баян — в руки, как Чапаев шашку, и — в студию! Мне казалось, фу, делов-то — спел и готово! Но сегодня я в тонкостях процесса уже разбираюсь. Ну, учиться, как известно, никогда не поздно, стыдно не хотеть этого делать.

Его творчеством заинтересовались организаторы различных творческих конкурсов: Незвигин — участник и лауреат многих фестивалей бардовской песни. Его «стена почета» в прихожей сплошь увешана грамотами и дипломами, полученными за эти выступления. Среди поклонников не только люди старшего поколения, но и молодежь, чему Геннадий Владимирович особенно радуется.

А вот влюбить в музыку двух своих сыновей у него не получилось. Но уж правнуки-то не подведут, уверен Геннадий Владимирович. Кстати, на вопрос, сколько их у него, прадед Незвигин отмахивается: даже не пытайтесь сосчитать, пальцев на руках все равно не хватит! ...Он прожил в Москве ровно сорок лет.

— По сегодняшним меркам, я, можно сказать, коренной москвич, — шутит Незвигин. И уже всерьез добавляет, что влюбился в город с первого взгляда. Учащенный пульс жизни мегаполиса совпадает с ритмом его собственной жизни: ему тоже есть куда торопиться.

— Мне же еще столько успеть надо! — объясняет он. — Я ж вам говорил, у меня материала песенного — на четыре альбома, этим же заниматься надо. Чтобы не отвлекаться, даже от выступлений иногда отказываюсь, времени-то у меня не так много осталось, — вздыхает он.

Но, хитро прищурив глаза, признается, что это по паспорту ему 77, а по ощущениям всего 65.

И, проведя рукой по гладкой голове, добавляет со смехом, что очень приветствует сегодняшнюю моду на бритых налысо мужчин: она позволяет ему еще пяток годков «скинуть».

...Пока я иду к метро, начинается дождь, и летняя погода сменяется на осеннюю.

И тут же в памяти всплывает мелодия и слова песни:

Осень кружит листвой, небо хмурится мне…

С сединою такой, словно лунь на меже!

На себе я ношу тяжесть прожитых лет,

В новый путь не возьму память жизненных бед.

Я палатку куплю с рюкзаком, без затей

И по тропам пойду там, где ищут друзей.

Я баян расчехлю там, где будет привал,

И друзьям расскажу то, о чем не сказал.

Обязательно расскажете, Геннадий Владимирович! Словами своих песен под переливы баяна.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.