Подсчет коммунальных услуг автоматизируют
Сюжет:
Вопрос дняРемир Мукумов, специалист по энергосервису:
— Автоматизация счетчиков — это очередной шаг в будущее. Интеллектуальные приборы учета сейчас ставят по всему миру. Эта технология позволяет исключить ошибки, которые может сделать человек при внесении и подсчете показаний счетчиков. На моем опыте такое случалось довольно часто. А вот с введением новой системы тарифов спешить не стоит. Сначала необходимо посмотреть, как на автоматизацию отреагирует население. Даже самые современные счетчики, которые сейчас стоят в квартирах, потребуют замены, потому что в них не предусмотрена передача данных.
Игорь Кокин, эксперт Высшей школы госуправления Центра передовых технологий РАНХиГС:
— Эта идея так же хороша, как и утопична. Система передачи данных будет оперативно фиксировать потребление. Ошибки маловероятны, и их будет легко устранить. Технологически довольно просто как установить приборы, так и управлять тарифами. Но в обозримой перспективе мы этих приборов не увидим. Причин этому несколько. Во-первых, для таких перемен необходимы огромные средства, которых сейчас в бюджете нет. Нужно установить новые приборы в каждой квартире, организовать передачу и хранение данных. Возможно, потребуется ввести диспетчерскую службу — это тоже дополнительные расходы. Во-вторых, против этого будут сами жители, которые не любят менять счетчики. И многие, я уверен, не захотят, чтобы к их данным имели доступ третьи лица. Ведь любой канал связи имеет уязвимость. Ну и еще одна преграда — возможный конфликт с компаниями— поставщиками ресурсов. В энергетике ведь нет конкуренции, здесь естественная монополия. Если сотового оператора каждый потребитель волен выбирать самостоятельно, то в случае с электричеством или отоплением такой возможности нет. Он вынужден пользоваться услугами той компании, которая подвела трубу к его дому. И монополисты будут стараться получить максимальную прибыль. И выйдет, что базовый тариф будет дорогим, а все остальные— еще дороже.
Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы:
— Автоматическая система учета должна быть централизованной, а в нынешних реалиях это невозможно. В Москве более 40 тысяч жилых домов, и практически у каждого своя управляющая компания. В них уже есть свои системы, на которые уже потрачены значительные средства — например, «Дома Москвы», которые эффективно работают. Получается, новая система учета и сбора данных будет их дублировать. Конечно, в случае введения новых приборов мы будем получать информацию быстрее. Но ведь никто не несет убытков из-за того, что данные о потреблении задерживаются на 10 дней, как сейчас. Это соответствует и жилищному законодательству. Даже если опустить этот момент, то все равно остается много вопросов. Большинство из столичных домов старые, и все существующие технические решения для передачи данных вызовут проблемы. Если это будет проводная система, то вряд ли люди разрешат долбить стены своей квартиры, чтобы проложить кабель. Если использовать радиосигнал, придется ставить передатчики на каждом этаже, потому что иначе он будет заглушен стенами и перекрытиями. А это потребует больших инвестиций. И к тому же доступ в квартиры также будет нужен, а это затруднительно. А если не установить приборы в каждой квартире, то смысл теряется. В этом случае мы получим такую же ситуацию, как с отоплением: расходы тех, кто не установил счетчик, будут «разбросаны» по остальным жителям. И никакой экономии не будет. Это нововведение займет даже не годы, а десятилетия. Беспроблемное введение возможно только в новостройках, на этапе ввода в эксплуатацию.