Золотой праздник: иностранцы готовы к тратам ради застолья
Сюжет:
Женя дозвониласьБратья по менталитету
Как утверждает руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, автор нескольких книг по экономике и один из разработчиков Антикризисной платформы Объединенных демократических сил Ярослав Романчук, белорусы и россияне по части праздничных расходов мало чем отличаются.
— У нас такая культура: два-три месяца затягивать пояса, во многом себе отказывать, чтобы в период праздников гулять, — считает он. — Неделя до Нового года в Белоруссии — это пробки на дорогах и бешенство в магазинах.
Люди сметают товары, столы ломятся под таким количеством еды, что любители здорового образа жизни приходят в ужас. Белорусы, которые тратят почти 40 процентов потребительских расходов на продовольствие, напрочь забывают, что после таких праздников придется серьезно экономить.
В текущем году ситуация от нормы не отклонялась. Так, по словам Романчука, в Белоруссии в 2018 году почти на 60 процентов выросло число покупок новых автомобилей, процентов на 40 — потребительское кредитование.
— Люди не расположены к экономии, — говорит эксперт. — При небольшой девальвации доллара где-то на 8 процентов номинальные заработные платы увеличились почти на 18. Это дополнительно стимулировало потребление. А уж праздник — явно не то время, когда у людей включаются счетные функции.
Старшее поколение более осмотрительно
Для жителей Центральной Азии любой праздник — это традиция, а традиция — часть культуры.
— Разумеется, от будних дней праздники должны отличаться, — рассказала заместитель главы Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева. — Каждая семья пытается накрыть богатый стол. Но все-таки люди празднуют по своим возможностям. Хотя в целом, если судить по торговле, именно в праздничные дни увеличивается объем продаж как продуктов питания, так и других товаров народного потребления.
Как отметила Ажибаева, затраты жителей Казахстана на праздники превышают среднестатистические расходы граждан Таджикистана, Узбекистана или Киргизии.
— В последнее время возникают разговоры о том, что мы все-таки мусульманская страна, и нет необходимости присоединяться к большим мировым праздникам, — добавила эксперт. — Но каждый волен выбирать. Менталитет у нас все же европейский. Представители среднего возраста в плане затрат более осмотрительны, нежели молодые семьи, это однозначно.
Все для того, чтобы люди больше тратили
В странах Западной Европы Новый год — праздник, в отличие от Рождества, проходной, а потому вполне достаточно скромного семейного ужина или вечеринки «для своих». А вот под Рождество расходы жителей той же Великобритании бьют все мыслимые и немыслимые рекорды.
— Либо дело в нас самих, либо к концу декабря деньги буквально теряют вес, — уверен редактор британского журнала по домоводству Ideal Home Эми Кутмор. — На главных улицах — сплошные распродажи, которые на самом деле направлены лишь на то, чтобы мы тратили все больше и больше. Причем не только на подарки, но и на все сопутствующие вещи: от декора стола до авиабилетов. Даже почтовые марки в эти дни стоят дороже.
КСТАТИ
По данным международной компании Deloitte, больше всего на празднование Нового года тратят испанцы. И хотя эту нацию трудно назвать богатейшей в Европе, на праздник они расходуют в среднем 631 евро с семьи (почти 50 тысяч рублей). Второе место занимает Великобритания — 614 евро (47 тысяч рублей). «Бронза» рейтинга досталась итальянцам: среднестатистическая семья выкладывает за одно торжество около 528 евро (40 тысяч рублей). Россия, по подсчетам экспертов, лишь на десятой позиции.