Нашла себя: почему Ольга Пташник предпочла искусство науке
Профессия художника-иллюстратора полна удивительных тайн и открытий, которые помогают нам посмотреть на книгу совершенно другими глазами. Сегодняшний наш собеседник — молодой, но уже громко заявивший о себе иллюстратор Ольга Пташник. Детям достаточно назвать пароль «Осликов», и нарисованные герои Ольги моментально оживают в их памяти.
— Как вы начали рисовать и почему именно иллюстрации?
— Я рисовала всегда, сколько себя помню. Но понимания, к чему это приведет, не было, поскольку по-настоящему с профессией художника-иллюстратора я познакомилась только в старших классах школы и просто не представляла, что есть такой удивительный, сказочный, закрытый мир.
— И вы сразу решили выбрать эту профессию?
— Нет, конечно. У меня в семье все из технической среды. И я думала, что наука приносит больше пользы человечеству, чем рисование — поэтому поступила на физтех, увлеклась биологией, которая мне и сегодня очень здорово помогает. Но увлеклась не настолько, чтобы стать ученым и сидеть в лаборатории. Я стала постепенно смотреть в сторону дизайна, изучала и пробовала себя в различных его областях, пока не поняла, что все, что мне нравится, соединяется в иллюстрации.

— Вы только детские книжки иллюстрируете?
— Не только. Но «взрослая» иллюстрация — не очень понятное явление. К тому же большинство книг для взрослых выходит совсем без иллюстраций, поэтому для детей работать и проще, и интереснее. Картинка — это тоже язык, как и любой другой, но только основан он не на звуках и словах, а на визуальных образах и может передавать любые эмоции. С помощью иллюстрации и детям, и особенно взрослым можно рассказывать очень тонкие вещи. Иллюстрация находится на стыке детства и взрослости и дает возможность перейти эту грань в ту или иную сторону, сохранить зыбкое равновесие.
— Как на ваш выбор отреагировали родные?
— Сперва очень переживали и волновались, а сейчас все успокоились, поскольку я подтвердила свое право на этот выбор. И я ощущаю от близких постоянную моральную поддержку.
— Рисование помогает вам в жизни?
— А я не могу разделить эти понятия. Вся моя жизнь — рисование. Я всегда об этом думаю, переосмысливая образы и их восприятие.
— Как к вам приходят образы ваших персонажей?
— Это зависит от текста. Сначала идет мучительный процесс исследования и создания образа и исследования самой себя в этой теме. Я ищу аналогии, копаю в разные стороны и нахожу наконец нужный образ.
— В детстве у вас была любимая книжка с картинками?
— Пожалуй, нет... Хотя все же была! «Алиса» Кира Булычева, но не из-за иллюстраций.

— А есть иллюстратор, на которого хочется равняться?
— Есть, это английская художница и керамист Лаура Карлин. Она не просто рисует, каждая ее работа — это книга-размышление, рефлексия, что мне очень нравится и к чему я и сама стремлюсь.
— Что вы очень хотите проиллюстрировать?
— Много всего, но книги Туве Янссон в первую очередь. Я ее очень люблю как писателя и художника.
— Есть разница между мужской и женской иллюстрацией?
— Никакой. Гендерный признак здесь не работает.
— Помогает ли иллюстрация в установлении контакта с детьми?
— Интересный вопрос... Рефлексия в детском мире играет особую роль. Иллюстратор всегда делает картинки в первую очередь про себя — он раскрывается в своем творчестве, а это помогает в общении с другими людьми. И даже нет разницы — взрослый это или ребенок.
— Были ли детские рисунки, которые вас удивили?
— Меня удивляют все детские рисунки, они прекрасны и неповторимы!