"Ладья" предлагает ушанки
Дама преклонных лет примеряет кружевную шляпку.
— Женщина, она вас изменила, а что больше всего хотят от шляпы? Чтобы она изменила, — умело хвалит свой товар полная продавщица.
Женщина начинает улыбаться и крутиться перед зеркалом. Рядом не менее успешно нахваливают свой товар мастера из Костромы.
Полотенца изо льна стоят от 80 рублей, скатерти подороже — от 850 до 2 тысяч.
Знаменитые яркие филимоновские игрушки продают по соседству со свежими тульскими пряниками. Свистульки стоят от 400–500 рублей, лакомства — от 40.
Для каждого можно выбрать начинку — сливовую, клубничную, персиковую или смородиновую. Неподалеку от вологодских подзоров, расположились вязанные крючком ажурные скатерти.
Стоят произведения ручного труда немалых денег — порядка 10–30 тысяч.
— Так на одну и труда по полгода уходит, — объясняет продавец Наталья.
Толпится народ у жостовских подносов. Покупают не так активно, но посмотреть на красоту приходят многие. Их продает и фабрика, и работающие на дому художники. У последних те, что поменьше, стоят по 1300, которые побольше — по 7 тысяч. Фабричные чуть подороже. Впрочем, глазеют посетители и на невиданной красоты расписные новогодние шары.
Девять штук стоят почти 100 тысяч рублей, так что на выставке они, скорее, так и останутся диковинным экспонатом.
Деловые пенсионерки скупают плетенные корзины, причем берут сразу по дветри — и под грибы, и под ягоды. Девушки подходят к вернувшимся в моду павловопосадским платкам.
— По тысяче четыреста, — терпеливо говорит сотрудник фабрики Сергей.
— А некондиция есть? — интересуются покупательницы.
Оказывается, с небольшими огрехами в рисунке платочки стоят чуть ли не в два раза дешевле. В связи с популярностью русской тематики раскупают шапки-ушанки и варежки с национальными узорами. С искусственным мехом шапки стоят 1400, с натуральным — от 2 тысяч и выше. «Ростовская финифть», помимо привычных цветочных узоров, также стала выпускать украшения с модными геометричными рисунками. Кольца стоят от 1500, колье от 3 тысяч рублей. Подходят покупатели за образами к павильонам таких промысловых центров, как Мстера и Палех.
— И наши мастера, палехские, практически отошли от шкатулок и вернулись к истокам — иконописи, — рассказывает сотрудник мстерского филиала Высшей школы народных искусств Ирина Юдина. — Шкатулок во зим на ярмарку мало — ими лишь коллекционеры интересуются. Открыта выставка-ярмарка до воскресенья.