Целый город под землей
Начиная с 1969 года по приказу Мао Цзэдуна в Пекине стали строить подземное аварийное убежище для правительства. Гигантский город был построен в период советско-китайского раскола, и его единственной целью было защититься в случае войны. Здесь находились магазины, рестораны, школы, театры, парикмахерские и даже каток. Часть этого города сегодня стало линиями китайского метро, что помогло построить так быстро большое количество новых линий подземки перед пекинской Олимпиадой.Сегодня по подземным улицам Пекина бродят туристы. Ходили слухи, что дома в Пекине имеют люки, которые позволяли жителям спуститься в подземный комплекс в случае опасности.
В 2000 году гигантский подземный город был официально открыт для посещения туристами. Но пекинское метро до недавнего времени оставалось самым закрытым в мире. Его строительство началось в 1965 году.
Через шесть лет состоялся запуск, но иностранцам вход в метро был строго запрещен, а китайские граждане должны были представить справку с места работы — о том, что они не просто так катаются, а едут по делу.

Сейчас ежедневный пассажиропоток китайской столицы достиг уровня 8,7 миллиона человек в день и уступает только Московскому метрополитену (12 миллионов в день). Общая протяженность линий метрополитена Пекина достигла 442 километра. Через Пекинскую систему метро проходит 2470 миллионов человек ежегодно, она может разделить третье место с Москвой. Благодаря правительственным субсидиям система метро поддерживает низкие тарифы. Единственное «но»: надо быть предельно внимательным, поскольку не редки случаи драк в поездах.
Накануне Олимпиады 2008 года помимо установки кондиционеров, лифтов и телевизоров для трансляции игр в вагонах были модернизированы и средства защиты: на станциях появились металлодетекторы и сканеры багажа. В течение всего периода Олимпийских игр ветка, ведущая к олимпийским объектам, была открыта лишь для участников Олимпиады и зрителей с билетами на игры. Кстати, пластиковой картой — многоразовым проездным билетом пекинского метро — можно расплачиваться еще и в местном такси.
Согласно плану строительства к 2015 году Пекин должен образовать сеть городского рельсового транспорта из «3 кольцевых, 4 горизонтальных, 5 вертикальных и 7 лучевых» веток.
В Чанпине, Шуньи, Мэньтоугоу и других четырех новых районах Пекина, преобразованных из бывших уездов, тоже откроются новые станции подземки.
КСТАТИ
За каждую опущенную в автомат тару пассажир получит 0,1 юаня. Сдав 20 бутылок, можно полностью оплатить один билет в пекинском метро. Планируется, что аппараты по сбору бутылок появятся на всех станциях метро, а также на автобусных остановках. Это позволит не только сэкономить на проезде, но и удешевить процесс сбора мусора.
ЦИФРА
2 юаня стоит проезд в пекинском метро. Это всего 11 российских рублей.