Чудо-юдо рыба-хит
- Вы сами-то хоть понимаете, что такой рыбы не существует? – спрашиваю хозяина одной из палаток.
- Я-то понимаю, - говорит грустно, - но приходят пенсионерки и требуют: где рыба-заяц!
На самом деле они существуют. В мире известно более 33 тысяч видов рыб. В России обитает около 3 тысяч видов. Это огромное рыбное разнообразие от 8 миллиметровых экземпляров до 20-метровых китовых акул имеет сотни тысяч названий от научной латыни до редких диалектов. Естественно встречаются названия, скажем так, кудрявые на русский слух: рыба-флейта, рыба-чистильщик, рыба-петух и даже рыба-пикассо. Однако рыбаки добывают не больше 800 «классических» видов. В пищу идёт чуть больше половины этого. В нашей стране обитает 240 промысловых видов рыбы. На прилавках – около 50. Вот такой расклад примерно.
Надо иметь в виду, что существуют товарные наименования рыбы. Скажем, под названием сардины продаются не только собственно сардины, но и сардинопсы, многие виды сардинелл, под названием макруруса продают также и макруронуса. Морским окунем именуют вообще рыб десятков видов, как и морским карасём. Все камбалообразные рыбы имеют всего 4-5 товарных названий, тогда как только в Тихом океане рыбаки добывают более 30 видов рыб, которые идут под одним названием камбала дальневосточная и двумя товарными наименованиями палтуса. Под этикеткой треска на прилавках можно встретить и пикшу, и сайду, и навагу, и даже минтай. Вся эта рыба тресковая, но всё же. Цена-то одна. Не зря прежде опытные хозяйки выделяли в смеси трески более высококачественную пикшу с чёрными боковыми линиями и просили продавца треску с чёрной полоской. Безусловно, треска очень хорошая рыба, но когда по этой же цене продаётся и пикша, то знатоки предпочтут именно её за консистенцию, вкус и аромат мяса.
Вообще-то продавец с Домодедовского рынка, как и любого другого может назвать свой товар как угодно хоть заец, хоть заяц, хоть лиса, хоть барс, хоть рыба-назрань или рыба-вечёрка, например. Главное, чтобы мы, покупатели, правильно эту рыбу идентифицировали и понимали, что мы едим и за что платим.
Никогда не забуду, как на одном Подмосковном рынке встретил женщину средних лет, которая торговала рыбой. На ценниках лениво написано: «Минтай б/г – 65 руб», а рядом «Полака М – 78 руб». Это была одна и та же обезглавленная и потрошенная мороженная рыба – минтай. Однако даже сельская продавщица смекнула, что английское имя Pollock может добавить в цене 13 рублей. Так что, как рыбу назовёшь, так она и будет продаваться.
Пожалуй, самым успешным рыбным брендированием можно назвать проникновение на российский рынок в 90-е годы дорадо и сибаса. Дорадо или золотистый спар – это морской карась, а сибас или морской волк, лаврак – это морской окунь. Алчные импортёры сразу смекнули, что ни карась, ни окунь в России внимания не привлекут. Другое дело заморские дорадо и сибас.
Теперь даже никого не интересует, что никакая это не морская рыба, а искусственно выведенная в садках с добавлением гормонов роста, антибиотиков и красителей. Самое же циничное во всём этом то, что эта аквакультурная рыба продаётся в разы дороже качественной дикой российской рыбы с сермяжными названиями.
Другой стороной золотистых названий стала тотальная фальсификация. Под блестящими именами зачастую торгуют откровенной дрянью особенно, когда на прилавках присутствует обесшкуренная, разделанная рыба или тем более филе, когда даже продвинутый ихтиолог не сможет определить, что это за рыба.
Такие фокусы часто проделывают с китайской тилапией и вьетнамским пангасиусом. Обе эти рыбы крайне неприхотливы в искусственном разведении, быстро размножаются и растут как на дрожжах в условиях тёплого климата. Показательна тамошняя народная поговорка: «Если у тебя есть старый башмак - не выбрасывай его, лучше отдай тилапии… и через год у тебя будет вкусное мясо». Пангасиус называют канальным сомом и разводят его в протоках Меконга, куда стекают все нечистоты окрестных городов и селений. Хуже того, в результате недавнего расследования проведённого корреспондентами Bloomberg тилапия и пангасиус наиболее эффективно растут на свином навозе в ужасающих санитарных условиях. Так вот, этот импорт продаётся у нас под самыми невероятными названиями: и морской цыплёнок, и речная курица, и морской язык.
Нельзя сказать, что такой рыбы не существует, но это не тилапия и пангасиус, которые нам предлагают по цене чугунного моста под ярким именем. Тот же морской язык – это дорогая и чистая рыба солея, названная так из-за формы тела.
В конце концов, проблема находится в плоскости вкусовых привычек, кулинарных традиций и финансовых возможностей, а не в том, как та или иная рыба называется. Или её называют. Скажем, самый, может быть, популярный нынче лосось в прошлые века в Англии имел совсем иную репутацию. Заключая контракт с нанимателем, работник нередко оговаривал, что хозяин обязуется не кормить его лососиной чаще двух раз в неделю. Лосось в те времена изобиловал в прибрежных водах Англии и был одним из самых дешевых продуктов питания.
Как назовешь, так и продашь
Как-то на одном подмосковном рынке встретил женщину средних лет, которая торговала рыбой. На ценниках, написанных ленивой рукой, прочитал: «Минтай б/г — 65 руб», а рядом — «Полака М — 78 руб». Это была одна и та же обезглавленная и потрошенная мороженная рыба — минтай. Однако даже сельская продавщица смекнула, что английское имя Pollock может добавить в цене 13 рублей. Так что, как рыбу назовешь, так она и будет продаваться.
По имени встречают...
Пожалуй, самым успешным рыбным брендированием можно назвать проникновение на российский рынок в 90-е годы дорадо и сибаса. Дорадо или золотистый спар — это морской карась, а сибас или морской волк, лаврак — это морской окунь. Импортеры смекнули, что ни карась, ни окунь в России внимания не привлекут. Другое дело — заморские дорадо и сибас. Теперь эта аквакультурная рыба продается в разы дороже нашей качественной рыбы с сермяжными названиями.
ЦИФРА
240 видов промысловых рыб обитает в нашей стране. Но на прилавках магазинов оказывается лишь около 50.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Анатомия фальсификации
На российском рыбном рынке появился целый сегмент размороженной продукции, которую продают под видом охлажденной. Чтобы убедиться в этом, заглянем в один из самых дорогих и престижных сетевых супермаркетов.
… И в цирк ходить не надо. Специалисту тут есть, над чем посмеяться: мы заходим в один из самых дорогих и престижных сетевых супермаркетов. Движемся к рыбному отделу. Красота! Тут вполне нарядно. Внимание привлекает просторный прилавок с широким ассортиментом. 27 видов рыбы и морепродуктов аккуратно разложены на льду. На этом приятные впечатления заканчиваются.
Прежде всего, напомню, что словосочетание «охлажденная рыба» вполне конкретный товароведный термин, техническое условие со вполне конкретным ГОСТ 814-96. То есть, это один из трех вообще возможных вариантов продажи рыбы. В магазине она может быть либо живой в аквариумах, либо замороженной в морозильных камерах, либо охлажденной на так называемых ледниках (далее...).
Самая свежая, три дня как привезли
После введения ответных санкций москвичи стали придирчивее относиться к продуктам питания, в том числе и к дарам моря — рыбе. На цены смотрят с недоверием и все чаще спрашивают «Откуда улов?» Но наш разговор не только о ценах, но и о качестве рыбы, которую мы покупаем и едим.
Проанализировав питание москвичей, медики пришли к выводу, что горожане недоедают рыбы. Нана Погосова, главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по профилактической медицине, объясняет, что из-за отсутствия нужного количества этого продукта в рационе жители недополучают жирные кислоты омега-3, которые так необходимы для нашего организма. В чем же причина этой ситуации? Москвичи не любят рыбу? Цены кусаются? Или все дело в том, что найти на столичных прилавках этот продукт отменного качества не так-то просто? Корреспондент «ВМ» попробовала поймать рыбку первой свежести в отдельно взятом районе (далее...).