От практики к опыту. Первые шаги по карьерной лестнице
— Как родилась идея этого проекта?
— В 2010 году мне довелось побывать в Германии и увидеть мастерские, в которых работают люди с ограниченными возможностями здоровья. Это фактически небольшие городки, в которых созданы все условия для того, чтобы инвалиды могли обучаться подходящим профессиям, работать в меру сил и возможностей, чувствовать свою востребованность. Опыт запал мне в душу, и в 2011 году при поддержке правительства Москвы, федеральных министерств мы открыли первое в стране интеграционное предприятие на базе типографии «Форте принт».
Здесь в смешанном коллективе молодые люди под руководством наставников приучались к трудовой дисциплине, осваивали распространенные полиграфические профессии переплетчиков, брошюровщиков, наборщиков, фальцовщиков. Теперь мы решили пойти дальше и вывести молодых людей с инвалидностью на свободный рынок труда, создав мини-интеграционные площадки уже на «территории» работодателей. Нашу инициативу поддержал столичный Департамент труда и социальной защиты населения города, и уже в апреле проект «Первый опыт» стартовал в Москве.
— Как проходила его реализация?
— В рамках проекта ребята, а за восемь месяцев его участниками стали более 100 человек, могли пройти практики в компаниях города из разных сфер, узнать больше о разных профессиях и попробовать себя в них. Разумеется, для них подбирали варианты по интересам и с учетом особенностей здоровья. Мы постарались охватить две очень болезненные для инвалидов темы: получение практического опыта и профориентацию. У многих за плечами техникум или колледж, некоторые участники проекта имеют высшее образование в области экономики и финансов, менеджмента, киноведения и режиссуры, архивного дела. Тем не менее большинство ребят, даже имея среднее и высшее образование, не работали ни одного дня и с трудом представляли себе, что именно делает, к примеру, делопроизводитель или архивист. И тем более им было сложно понять, чем они хотят заниматься, к чему есть склонности и способности.
— Сложно ли было уговорить компании войти в проект?
— Вот факты: для стажировок нам предоставили 16 компаний и организаций из сферы сборочного, полиграфического и швейного производства, бытовых и информационных услуг, библиотечного и архивного дела, гостиничного бизнеса. Еще более десяти московских компаний и учреждений пригласили ребят на экскурсии. Большинство из организаций никогда ранее не работали с инвалидами. Но уговаривать никого не пришлось: директора либо соглашались сразу, либо отказывались наотрез. И это важно, ведь осознанное решение руководителя — ключ к успеху.
Если глава компании верит, что все получится, — поверят и другие сотрудники. А уж побудительные мотивы у каждого свои. У нас есть давний партнер, компания «ПРО Пейнтбол». Для ее директора, Антона Хохлова, нет ничего необычного в том, чтобы взять на работу сотрудника с инвалидностью, потому что его деды — инвалиды Великой Отечественной войны, и отец — тоже инвалид. Как говорит Антон, «все они работали, прилично зарабатывали, и, если человек хочет трудиться — я готов ему в этом помочь».
— С какими сложностями столкнулись работодатели и стажеры в ходе реализации проекта?
— Знаете, это только кажется, что если в штате есть человек с ограниченными возможностями, то это налагает на компанию какие-то непосильные ограничения и обязательства. В нашем проекте участвуют люди, которые способны самостоятельно передвигаться, чей интеллект сохранен, им не нужно специально оборудованное рабочее место, присутствие врача или особая диета. Да, зачастую они работают и усваивают информацию в своем темпе. Да, им требуется больше поддержки и внимания наставника на первом этапе. Но за все время реализации проекта не помню случаев, чтобы у работодателей возникали какие-то проблемы. Наши ребята не были обузой, в пределах своих возможностей они работали на равных с другими, без поблажек.
В почтовой компании — разбирали входящую корреспонденцию. На фабрике игрушек — занимались фасовкой и упаковкой настольных игр, в архивах — сканированием документов и ведением реестров. В сети хостелов работали в качестве помощников администраторов, следили за состоянием номеров. Кстати, одного из практикантов взяли в штат хостела сразу после окончания стажировки.
— А как складывались отношения стажеров с коллегами? Все-таки у нас в обществе пока что еще есть предрассудки в отношении инвалидов...
— Многие компании-партнеры отмечали, что поначалу, конечно, не все сотрудники понимали, как правильно общаться с нашими ребятами. Но потом приходило осознание того, что это такие же люди, как и все мы. И начинались совместные походы на обед, поездки до метро и прочее. Более того, например, руководство хостела отметило, что и у гостей не возникало особых вопросов. А если и были — им рассказывали про суть проекта, и это вызывало позитивную реакцию. Это то, к чему мы стремимся, — чтобы такое отношение к людям с особенностями здоровья в нашем обществе стало нормой.
— Изменились ваши подопечные в ходе реализации проекта?
— Безусловно. Они стали более уверенными, открытыми, общительными. Поверили в то, что могут быть интересны работодателям и коллегам. За время реализации проекта каждый практикант побывал на пяти предприятиях, выполняя работы разного уровня сложности. Так ребята постепенно приобретали профессиональные навыки и адаптировались к открытому рынку.
Сейчас в рамках «Первого опыта» мы запустили еще одно направление — наши ребята встречаются с известными бизнесменами и менеджерами, которые делятся с ними секретами успеха. Это очень мотивирует. Если раньше многие мечтали просто найти хоть какую-то работу, то теперь они начинают мыслить понятиями «развитие», «профессиональный рост», «жизненный успех».
— Так сколько же участников проекта смогли найти работу по душе и возможностям?
— Проект завершается в конце ноября, поэтому окончательные итоги подводить пока рано. Но уже сейчас могу с гордостью сказать, что каждый третий трудоустроен! Кого-то взяли по собственной инициативе наши партнеры после практики, кто-то настолько поверил в себя, что нашел работу сам, через сайты и знакомых. И это при том, что для многих «Первый опыт» стал первым в прямом смысле этого слова.
— Какова дальнейшая судьба проекта?
— Наша работа продолжится. Опыт проекта будет положен в основу дальнейших мероприятий, нацеленных на трудоустройство инвалидов. Моя задача — развить наши компетенции в этой области. Это связано и с разработкой методик, и с анализом полученного опыта, и с тиражированием его в другие российские регионы.
СПРАВКА
«Первый опыт» — социальный проект Благотворительного фонда «Качество жизни», направленный на социальную интеграцию и адаптацию граждан с ограниченными возможностями здоровья с целью содействия их трудоустройству. Программа реализуется в Москве при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города с апреля и продлится до ноября 2016 года включительно. За 8 месяцев реализации проекта в нем приняли участие более 100 человек. Порядка 30 процентов практикантов уже трудоустроены работодателями.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Особенных детей ждет служба ранней помощи
9 ноября в Большом зале Московского дворца пионеров прошел Второй городской съезд семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства. В его работе приняли участие более полутора тысяч человек (далее...).