Мастерская скульптора стала образовательным центром
«Иконотека» — так во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря назвали новую экспозицию работ Адольфа Овчинникова.
Интерактивная выставка, которая также послужит местом для образовательных классов реставраторов, расположилась в Пречистенском переулке. Основой для нового культурного пространства послужил доммастерская знаменитого скульптора, автора «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной.
— Мастерская построена по проекту самой Мухиной вместе с архитектором Иваном Жолтовским, — пояснил директор центра Дмитрий Сергеев. — Нам она досталась в 2013 году в ужасающем состоянии. Центр нашел меценатов из деловой среды, которые вложили 44 миллиона руб лей в реставрацию здания, еще 8 миллионов — в установку самой современной противопожарной системы.
Само пространство нового выставочно-образовательного центра реставраторов икон сохранило приметы мастерской скульптора. Это многометровое очень светлое помещение, где вместо потолка — огромная стеклянная крыша. На второй этаж, где когда-то были кабинет и спальня скульптора, ведет винтовая лестница.
В открывшейся экспозиции представлены копии фресок старинных храмов, снятые с работ Адольфа Овчинникова. Знаменитый исследователь почти полвека — с 50-х по 90-е годы ХХ века — провел в старинных православных храмах и пустынях России, горных монастырях Грузии, копируя и восстанавливая сохранившиеся фрески. Также в экспозиции представлена интерактивная карта храмов и мест, где за эти десятилетия поработал знаменитый иконограф. Фрески, восстановленные Овчинниковым, скопированы на кальку и промасленную бумагу, закрыты стеклом. А еще здесь установлены леса и козлы с помостом, на котором разложены инструменты реставратора. Полное ощущение, что ты в лаборатории мастера.
Овчинников в сопровождении директора центра Дмитрия Сергеева провел министра культуры РФ Владимира Мединского по выставке. Он рассказал, как практически жил в старинных храмах, копировал фрески в окружении ящериц, змей, которые обитают в заброшенных строениях.
Министр даже попробовал добыть краски, как это делали древние художники и современные реставраторы.
СПРАВКА
Всероссийский художественно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря — старейшее реставрационное учреждение России, созданное в 1918 году. Сегодня центр представляет услуги по реставрации и научной экспертизе. У организации есть три филиала.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Мединский, министр культуры РФ:
— Основная часть помещения была практически возвращена к жизни, отреставрировали здание, коммуникации, территорию и, пользуясь ее центральным расположением, родилась замечательная идея сделать здесь живое пространство — иконотеку Овчинникова. Здесь будет настоящая школа реставраторов.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!