Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

На что москвичи тратят деньги

Общество
На что москвичи тратят деньги
Получая товар на почте, пока не осмотрите посылку, ставить свою подпись на извещении не следует. На фото Алина Фролова / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Структура потребительских расходов в Москве в последние годы существенно изменилась.

Так, например, резко снизилась доля расходов москвичей на питание. Если в 2000 году мы тратили «на еду» около 41 процента всех доходов, то сейчас — только около 26 процентов.

При этом в четыре с лишним раза выросла доля расходов на питание вне дома — с 1 до 4,3 процента в структуре расходов домохозяйства.

— Не нужно думать, что москвичи массово бросились прожигать жизнь в ресторанах. Большая часть расходов на питание вне дома — это обеды в столовых при офисах, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Важно то, что практически все москвичи могут себе эти обеды позволить. Все меньше людей приносят продукты с собой. При этом, надо признать, популярность ресторанов тоже растет.

В последние годы, впрочем, по словам эксперта, потребительский спрос сдвинулся в сторону фастфудов — где ниже средний чек, а также стритфуда: всевозможных киосков с кофе и нехитрыми снеками. Такие точки общепита, во-первых, недороги, а во-вторых, позволяют перекусить буквально на бегу, что для московского ритма жизни довольно важно. Очень существенно — с 16,9 до 29,4 процента — выросли расходы на оплату разного рода услуг.

— Прежде всего, конечно, речь идет об уходе за собой — стрижке, маникюре-педикюре и занятиях в фитнес-центрах, — пояснил Виктор Кудрявцев. — К тому же москвичи стали чаще ходить в кино, посещать театры, путешествовать, что тоже входит в графу «расходы на оплату услуг».

На что москвичи тратят деньги

А вот тратить на алкоголь москвичи стали меньше: расходы упали с 2,2 до 1,7 процента.

— Это особенно отрадно с учетом роста цен на сам алкоголь, — пояснил эксперт. — Ведь в России постоянно растут акцизы на спиртное, да и само производство дорожает из-за инфляции. Но большинство москвичей это мало волнует, потому что пьют они действительно все меньше.

При этом, как говорят маркетологи, меняется структура потребления алкоголя — от крепких напитков мы переходим к вину, т.е. от северного типа потребления к европейскому. Расходы на покупку непродовольственных товаров в структуре потребления по сравнению с 2000 годом практически не изменились.

— Но в последние два года, по данным статистики, они неуклонно растут, — пояснил Виктор Кудрявцев. — Главная причина — реализация отложенного спроса. В 2014– 2015 годах многие, испугавшись кризиса, стали экономить. Не покупали новую мебель, не меняли машины, не ехали отдыхать за границу.

Когда стало ясно, что обвала и ужаса не произошло, стали отложенные деньги тратить. Помогли, по словам эксперта, и относительно низкие кредитные ставки, которые последние два года активно падали. В итоге многие купили в кредит автомобиль, а кто-то замахнулся и на ипотеку, благо предложенные банками условия позволяли.

— В 2019 году, думаю, кредитование, в том числе ипотечное, снизится, потому ставки поползли вверх. Тратить на «большие» покупки мы станем несколько меньше. А вот доля расходов на продукты несколько вырастет, — считает эксперт. — Возможно, чуть снизится доля расходов на питание вне дома. Но глобальных изменений в их структуре не произойдет — к этому нет предпосылок.

Подкасты