Скандал имени Беллы Рапопорт: как споры звезд убивают феминизм в России
Новость о блогере и феминистке Белле Рапопорт получила нелицеприятное продолжение. История вышла из формата «сплетни узкого круга» и обрела федеральный резонанс после вмешательства знаменитостей.
О начале громкой истории «Вечерняя Москва» уже писала: 20 марта феминистка Белла Рапопорт раскритиковала косметическую компанию за нежелание подарить ей набор косметики в обмен за отзыв. Ответ был вполне тактичен, но Белла восприняла его как оскорбление, обнародовав переписку. Пользователи не нашли ничего оскорбительного в разговоре девушек и посмеялись над заявлением Рапопорт о том, что косметика для нее дорого стоит, и компания могла бы пойти ей навстречу, поскольку она многое сделала для феминизма.
Фразу сделали вирусной пиарщики других компаний:
В целом Сеть разделилась на два лагеря: одни заявили, что Рапопорт предала идеи феминизма и паразитирует на нем, а другие считают, что набор надо было дать, поскольку компании это ничего не стоило. После этих обсуждений за блогера вступилась журналистка Ксения Собчак, назвав отношение к Рапопорт сексизмом. Ранее Собчак приглашала феминистку на свою передачу.
— Сестринство заключается в том, чтобы поддерживать Беллу, а не издеваться (Рапопорт, между прочим, завалили директ угрозами). Микроинфлюенсеры — это круто, и за ними будущее. Поэтому не понимаю позицию Lush. И для себя решила: не буду покупать бомбочку для ванны, пока Lush не уволит горе-пиарщицу, — написала Собчак в своем Telegram-канале «Кровавая барыня».
В спор с ней вступил писатель и главный редактор журнала Esquire Россия Сергей Минаев:
— Там еще было прекрасное от Беллы, что «косметика Lush подходит моей коже, просто дорого». Может пойти как-то поработать или переключиться на более дешевый продукт? Ксюш, я не очень понимаю, какое отношение это имеет к сексизму. Если бы на ее месте оказался мужчина, я написал бы то же самое. Вымогать у брендов продукты, получать отказ и потом обвинять в этом бренд — это стыдновато.
После заявления Собчак на новость об угрозах отреагировали представители косметической компании, заявив, что выступают против насилия.
Свое отношение к ситуации высказал и писатель Сергей Лукьяненко:
— Кажется, про «профессию блогер» не все поняли. Да, конечно, можно этим заниматься, можно этим зарабатывать. Даже постоянно заниматься и много зарабатывать. Но. По моему глубокому убеждению, блогер — это не профессия. Это метод коммуникации для людей той или иной профессии. А иначе выходит «я блогер, дайте мне чего-нибудь пообозревать, а?», — написал он на своей странице в Facebook.
Политолог и феминистка Анна Федорова считает, что подобная претензия к бренду со стороны Рапопорт не имеет ничего общего с равноправием мужчин и женщин:
— Это что-то поразительное, конечно. Ты предлагаешь бренду прислать тебе бесплатно косметику в обмен на рекламу. Бренд отвечает: спасибо, неинтересно. Ты обижаешься и записываешь 100 сториз о том, как много ты сделала для феминизма. Косметику не присылают, равно как и майку, книги на обзоры не присылают тоже. У меня только вопрос: а разве мы занимаемся активизмом и просветительской деятельностью для того, чтобы нам присылали майки за три тысячи рублей? Мне всегда казалось, что смысл немного не в этом!
Член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, журналист Екатерина Винокурова заявила, что Белла у нее не вызывает симпатии:
— Я не понимаю, какие у нее есть заслуги перед феминизмом, кроме довольно спорных блогов. Но при этом, конечно, желать ей чего-то плохого нельзя. Я хочу, чтобы феминизм ассоциировался не со слабостью, не со стремлением получить что-то бесплатно и уж точно не с собачьими кличками «авторка» (ну не могу я, не могу уйти от мысли, что я бы так назвала небольшую милую пушистую собачку). Я бы хотела, чтобы феминизм был про наше право быть сильными и равными. Про право на работу, право выбора собственной стратегии в жизни, право жить без насилия. Право быть теми, кем мы хотим быть.
Кульминацией в истории стал провокационный пост одного из пользователей соцсетей — Алексея Поимцева, сообщившего, что SMM-щицу, вступившую в диалог с Беллой Рапопорт, уволили. Позже официальный представитель компании отверг это заявление.
У скандала образовалась побочная ветка: некоторые блогеры не простили Собчак вмешательство в скандал и предложили написать коллективное письмо представителям компании Samsung (Собчак является представителем бренда. — «ВМ»), чтобы те отреагировали на ее слова про «чернокожих рабов». Напомним, ранее Собчак публиковала в Instagram видео из отпуска, где произнесла фразу «чернокожие рабы, роскошь-роскошь». В частности, предложение поступило от авторов Telegram-канала «Медиатехнолог».
Трехдневный скандал еще больше запутал тех, кто интересуется феминизмом: сильные эмоции и требования стали для одних раздражающим фактором, для других — площадкой для хайпа. Ничего продуктивного для самого феминизма история не выявила, а его рейтинг в России в 2019 веке очень не высок. В том числе и благодаря таким скандалам.