Баба-яга и вождь из коробки: культуру разных стран помогают изучать маски народов мира
Собравшие коллекцию супруги Татьяна и Роман Болысовы пополняют ее с завидной регулярностью. А началось это увлечение в роду Романа более 200 лет назад.
Татьяна Болысова, директор музея, рассказывает, что первая маска появилась в роду ее мужа во время осады Севастополя в XIX веке.
Награда за спасение на поле битвы
— Во время этого сражения, как рассказывали в семье Романа, получил ранение английский подполковник, — говорит Татьяна. — Его спас русский офицер — предок моего мужа. Он распорядился, чтобы раненого перевязали в части, а вечером вернули на английские позиции. А через несколько дней англичанин пришел с белым флагом и принес подарок.
Спасенный оказался потомком древнего рода, связанного с Вест-Индской компанией. У них в семье хранилось огромное количество уникальных ритуальных масок. Некоторые из них путешествовали с военными. Одна из этих масок и была подарена прапрапрадеду Романа Болысова в качестве благодарности. С нее-то и началась история российской коллекции.
— Все мои родственники — потомственные врачи, — присоединяется к разговору Роман. — И во время своих миссий они со всего мира привозили новые экземпляры. В XX веке собирать эту коллекцию продолжали мои родители, а потом и мы с Татьяной.
Купить нельзя, менять
Обрядов, в которых используются маски, — огромное количество: от сельскохозяйственных до ритуальных. А поскольку маска олицетворяет собой богов или духов, исполняющих желания и наказывающих, то она испокон веков являлась «почетным гостем» любой церемонии — от свадьбы до похорон.
По словам супругов, существует определенное правило приобретения ритуальных масок: их нельзя покупать — только менять. И иногда случаются курьезные истории. Например, маска индейского вождя из Северной Канады попала в музей в прошлом году совершенно неожиданно.
— В музей забежал мужчина с большой коробкой и достал из нее огромную маску с перьями, — вспоминает Татьяна. — Мы долго торговались, и в итоге маску он оставил... за банан! И такому неравнозначному обмену Болысовы находят вполне логичное объяснение.
— Коллекционерам важно не просто заработать деньги, а пристроить вещь в хорошие руки, — уверены супруги. — Поэтому когда хозяин узнал о нашей просветительской деятельности, то решил, что лучшего места для маски ему не найти.
Штучные экземпляры
Особое место в коллекции занимают маски и фигуры, сделанные российскими мастерами. Их Роман привозит из разных уголков страны: от Дальнего Востока и Северного Урала до Кавказа.
По словам коллекционера, российские образцы, как правило, являются штучными.
Я окидываю взглядом стену: кажется, что российские маски какие-то несерьезные: ну что такое Баба-яга, Банник и лесные духи по сравнению с впечатляющими культовыми предметами из Африки и Азии?! Но Татьяна с этим не согласна.
— Все персонажи в русских сказках появились из древнеславянской обрядовости и мифологии, — объясняет она. — Например, Бабаяга — это женщина, проводившая у древних славян обряды инициации и перехода из нашего мира в мир предков.
А леший — это дух чащи, заставлявший наших предков соблюдать правила посещения леса: не мусорить, не разжигать костры и не брать из леса сверх меры. Иначе — запутает дорожку.
Еще одно поверье связано со скульптурой африканского народа ашанти, изображающей девушку в бусах.
— Эта куколка очень приглянулась одной посетительнице, — говорит экскурсовод. — Узнав, что это скульптура, которую делали для женщины, мечтавшей о ребенке, она расплакалась и призналась, что не может забеременеть. Около фигурки женщина простояла довольно долго. А через полгода написала Татьяне, что ждет дочку. Так что в музее можно не только познакомиться с традициями разных народов, но и поверить в мечту.
Нескучные музеи
«Вечерка» выяснила, где еще в столице можно познакомиться с культурой и традициями народов мира:
Музей этнографического костюма на куклах
«Коломенская» Ул. Судостроительная, 32, корп. 3
Познакомиться с костюмами народов мира можно в необычном музее во дворце культуры «Нагатино». Все костюмы созданы детьми разных поколений, начиная с конца шестидесятых годов прошлого века. В коллекции музея почти тысяча экспонатов.
Еврейский музей и центр толерантности
«Марьина Роща» Ул. Образцова, 11, стр. 1а
Экспозиция интерактивного музея знакомит с культурой и бытом еврейского народа с XVIII века и до наших дней. Здесь можно побывать на местечковом базаре, подслушать разговоры на кухне и рассказы диссидентов.
Государственный музей Востока
«Арбатская» Никитский бул., 12а
Здесь можно полюбоваться произведениями живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Японии и Кореи, Китая и Индии. А на экскурсиях — познакомиться со сказками Востока.