Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Владыка Климент: Воскресение Христово – это победа над смертью и сердцевина человеческой истории

Сюжет: 

Пасха-2014
Общество
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) / Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова
О том, как подготовиться к Пасхе и встретить этот светлый праздник, «ВМ» рассказал Митрополит Калужский и Боровский Климент.

- Владыка Климент, почему для православных христиан Пасха – самый главный праздник? Как правильно духовно подготовиться к празднику святой Пасхи?

- Человек может почувствовать истинную цену победы в том случае, если он ее выстрадал. Кто пережил Великую Отечественную войну, тот не понаслышке знает, что такое «радость со слезами на глазах». День Светлого Христова Воскресения для тех, кто реально соучастен подвигу Христа, есть день подлинной радости. Воскресение Христово — не локальное событие человеческой истории, а ее сердцевина. Все человечество осветила заря Нового дня — Светлого Христова Воскресения. Замечательный богослов протоиерей Георгий Флоровский пишет: «Теперь несомненно не только окончательное «выживание» человека, но и осуществление в нем Божией цели Творения [жизнь с Богом]. Человек «сделан бессмертным». Он не может совершить «метафизическое самоубийство» и вычеркнуть себя из бытия».

Вечность дарована всем людям, но принятие Евангельского благовестия — выбор каждого человека. Справедливо изречение блаженного Августина: «…быть не то же, что жить, и жить не то же, что жить мудро и блаженно. Ведь, отвращаясь от неизменной Премудрости, он (человек) живет неразумно и злополучно». Бог не насилует свободную волю человека, а кротко предлагает избрать путь жизни с Ним.

Что касается второй части вопроса, как правильно подготовиться к празднику Пасхи, к встрече со Христом, я бы ответил так. К любому важному событию в нашей жизни мы тщательно готовимся. Если мы хотим хорошо сдать экзамены — учим билеты, если ждем дорогих гостей — наводим порядок в доме, продумываем меню и чем занять их, если устраиваемся на новую работу — хотим выглядеть лучше и сами.

Христос — самый дорогой гость для человека. Представьте, что к вам приходит ваш самый родной и близкий человек, только есть одно но: Он знает о вас все. И для Него не так важен внешний блеск и пышность встречи, изысканность трапезы, как важен «внутренний человек», чистота его души, насколько он ведет борьбу со страстями, правильное ли его отношение к близким. Выделить минуты для такой непростой внутренней работы над собой в постоянных заботах не всегда получается. Для этого Церковь предложила нам специальное время – Великий пост. Он предваряет Пасху. Все 7 недель богослужения насыщены особыми молитвословиями, которые готовят человека к встрече со Христом.

Я всегда жду начало Великого поста и особенно Страстную седмицу, когда после насыщенной работы, различных встреч с людьми появляется небольшая передышка, чтобы побыть наедине с Богом, помолиться, сосредоточиться на духовных вопросах. Это необходимо каждому человеку. К встрече с Воскресшим Христом мы должны готовиться заранее. 

- Помните ли Вы Вашу первую сознательно и церковно отмеченную Пасху? Как и когда это было?

- В нашем доме Пасху праздновали всегда. Я вырос в верующей семье. Осознанное ощущение Праздника пришло где-то в 6 лет. У нас в поселке был удивительно красивый намоленный деревянный храм в честь Живоначальной Троицы. Он никогда не закрывался даже в советское время. Мы ходили в него всей семьей на богослужение во все праздники и воскресные дни.

В 1956 году Пасха была поздняя, 6 мая, и тогда меня первый раз взяли на ночное богослужение, а когда вернулись домой, то уже начинало светать. После того как разговелись, старшие братья пошли посмотреть, как играет в пасхальное утро солнце. Естественно, и мне было интересно увидеть восход играющего солнца. Картина того утра стоит и сейчас у меня перед глазами. Раннее утро, майская свежесть, сквозь сосны пробиваются первые лучи солнца, ласково обливая теплом лицо, на душе еще звучит радостное пение «Христос Воскресе…», чувствуется благоухание ладана от пасхальной службы, но уже соединенное с ароматом куличей и пасхи. В тот момент не было никакой усталости и спать не хотелось, было такое чувство, что стоял бы всегда, потому что сердце ликует от переживания праздника, солнце ласково греет, кругом веселый гомон и щебетание птиц, которые так же ликовали. Я тогда подумал, что они тоже христосуются.

Конечно, потом были праздники яркие и запоминающиеся, каждый особенный, неповторимый, но именно то детское восприятие Пасхи я сохраняю в сердце как самый дорогой Христов подарок. Мне показалось, что Господь был тогда близок как никогда. 

- В чем особенность Пасхального Богослужения?

- Одной из особенностей Пасхального Богослужения является Светлая заутреня. Она всегда совершается ночью и наполнена воспоминанием и переживанием евангельских событий: путь Жен-мироносиц во мгле Палестинской ночи к Живоносному Гробу; явления Ангела, свидетельствующего о Воскресении Христа; и конечно, Христово слово «Радуйтесь!» (Мф.28:9), ознаменовавшее зарю Новой эры, где смерть побеждена.

Пасхальный канон — одно из удивительных и прекраснейших гимнографических творений преподобного Иоанна Дамаскина — является сердцем всего праздника.

Но скажу: чтобы глубоко почувствовать Пасху, понять смысл песнопений, надо пройти пост, но не только исключить какой-то набор продуктов, но и посещать храм, исповедаться, причаститься, читать Евангелие. Особенно важно быть на богослужении в дни Страстной седмицы, когда вспоминаются Тайная Вечеря, Гефсиманская молитва, предательство Иуды, суд у Пилата, крестная смерть Христа и погребение. Важно все эти события пережить вместе со Христом. При этом отмечу, что все это надо делать с верою, и тогда Пасха откроется во всей духовной красоте. Тогда человек может ее почувствовать и понять смысл песнопений Пасхи.

Мой совет: чтобы что-то хорошо узнать, надо начать, надо сделать первый шаг. И поверьте, на это, даже пусть это будет движение только сердца, Господь ответит и поможет разобраться в церковном чинопоследовании и почувствовать радость праздника.

А если что-то непонятно, то всегда можно обратиться к священнику или кому-либо из служителей храма и спросить их, как вести себя в тот или иной момент богослужения, как подготовиться к исповеди, что следует прочитать, чтобы богослужение было понятно. Литературы сейчас издается много, и знающие люди помогут выбрать нужную книгу. Главное — нужно иметь веру и желание узнать. Как говорится, дорогу осилит идущий.

- Есть традиция на Пасху ездить на кладбище. Стоит ли это делать в этот день? Многие люди все равно поедут. Что можно им посоветовать?

- Молиться за ближних можно и нужно всегда и везде. И радостью благой вести о Христовом Воскресении можно поделиться с усопшими. Церковь придерживается определенных правил, в том числе в посещении кладбищ. В церковном календаре выделен специальный день ‑ вторник второй седмицы после Пасхи. Он называется Радоница, и это название происходит от слова «радование», «радость». По словам святителя Амвросия Медиоланского, в этот день «праведно есть, братия, после торжества Пасхи, разделить радость нашу» с умершими и им «возвестить славу воскресения Господня». Именно в этот день верующие собираются на могилах родных и близких, и тогда уставом определено совершать заупокойные богослужения.

Но если нет такой возможности посетить кладбище на Радоницу, то можно это сделать в ближайшее воскресение, но главное, чтобы посещение кладбища не превратилось в языческую тризну с «возлияниями». Все должно быть благочестиво. Усопшим важна наша молитва, молитва — это проявление любви к ним. А Любовь, по апостольскому слову, — единственное, что может преодолеть смерть, только Любви принадлежит Вечность.

- Владыка Климент, что бы Вы могли пожелать нашим читателям в дни святой Пасхи, как церковным, так и людям нецерковным?

- Чаще ходить в храм. Кто еще не поверил во Христа – обретите веру, с верой человеку легче жить. В дни Пасхи важно почувствовать радость праздника, увидеть неземную красоту богослужения. Всё, что читается и поется в храме, священнодействия, которые совершаются, имеют одну цель – приблизить человека к Богу, помочь очиститься от повседневной рутины, увидеть красоту духовного мира и полюбить её.

Находясь на пасхальной службе, христианин переживает это удивительное соприкосновение с вечностью через победу Христа над смертью. Верующий человек чувствует и свою причастность к Великой Победе, если он в дни поста, взирая на Христа, очистил свое сердце от греха. Пасхальное богослужение проходит быстро, но оно дает возможность почувствовать радость события, и эта радость остается у человека на все последующее время, вплоть до следующей Пасхи, подавая уверенность и наполняя смыслом жизнь.

Очень замечательно торжество победы Христа выразил святитель Иоанн Златоуст в своем огласительном слове, которое читается в пасхальную ночь. Он восклицает: «Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа; воскресе Христос, и ты низверглся еси». Надо помнить, что только во Христе мы побеждаем смерть и обретаем вечность.

Пасхальный период длится 40 дней. И первая неделя его– особенная. Она проживается как один миг и дарит человеку ощущение, что время — понятие земное, оно установлено для человека, а у Бога — Вечность. И я желаю всем приобщиться этой Вечности, которая дается нам Воскресением Христа.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.