Родители, которых везли на неминуемую смерть, завещали своему сыну: «Живи...»
Зловеще стуча колесами по рельсам, он вез своих пассажиров из белорусского города Гродно в Освенцим. Собрав последние силы, взрослые срывали колючую проволоку с окон: надо было спасать детей. Последнее, что он помнит из той ночи, — жаркие поцелуи родителей и шепот мамы: «Живи»…
Анатолий Ванукевич попал в Освенцим не сразу. Очнувшись в лесу, он утолил жажду снегом, сорвал с одежды желтую звезду Давида и, утопая в сугробах, отправился на поиски ближайшего поселения. Но сшитая отцом синяя шапка-буденовка с красной звездой привела его прямо к гестаповцам. Как партизана советской армии польские шуцполицаи под дулом автомата отправили 13-летнего парня в тюрьму в Катовице.
— Страшные муки начались для меня в в гестаповской тюрьме, — тяжело вздыхает Анатолий Самуилович. — Чем только нас не пугали... Например, показывали гильотину в действии…
Ванукевич провел в темной сырой камере два месяца. Ежедневные допросы, как правило, заканчивались избиениями до полусмерти. Однако эти издевательства, по собственному признанию Анатолия Самуиловича, подготовили его к более тяжелым испытаниям.
1 февраля 1943 года Анатолия Ванукевича отправили в Освенцим.
ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР 99176
В лагере Ванукевичу выдали полосатую форму, нацепили деревянные колодки и присвоили номер — 99176. Первые дни ушли на принудительное изучение «азбуки лагерной жизни». Нацисты выстраивали новоприбывших узников в шеренги, гоняли их по территории лагеря, заставляя шагать в ногу, снимать и надевать по команде шапки. Чуть позже всех детей в возрасте от 9 до 15 лет собрали в одном блоке.
— Наш «капо», старший блока, был особо жестоким человеком, — вспоминает Анатолий Ванукевич. — За малейшее нарушение он жестоко наказывал нас.
Но свое первое «крещение» Анатолий получил в строительной мастерской, где работал учеником маляра.
— В это утро мы к работе так и не приступили, — рассказывает Анатолий Самуилович. — Гестаповцы, ничего не объясняя, с криками «швайне!» (свинья) начали просто избивать нас. Как оказалось, накануне на мясокомбинате, где мы ремонтировали подсобные помещения, пропала половина свиной туши.
Немцы устроили допросы. Признание из людей выбивали с помощью специального станка, увешанного ремнями для порки. Как только «подозреваемый» терял сознание, его клали на носилки и отправляли в одиночные камеры, оборудованные устройствами для пыток…
Если хочешь выжить в лагере, тебе придется привыкнуть к его жестоким правилам. Но чтобы остаться при этом человеком, надо помогать братьям по несчастью, выручать друзей.
История с исчезнувшей свининой закончилась трагично. Один из взрослых узников взял вину на себя. На глазах у всех его жестоко избили и расстреляли.
В Освенциме Анатолий Ванукевич пробыл до осени 1944 года. Но на этом его мучения не закончились. Он прошел еще два лагеря смерти, прежде чем был освобожден.

ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ
— Нас освободили американские войска 11 апреля 1945 года, — устало говорит Анатолий Самуилович. — Мне было 15 лет. Истощенный до предела, я весил всего 15 килограммов 300 граммов. Врачи приложили немало усилий, чтобы вывести меня из дистрофии.
Немного окрепнув, Ванукевич твердо решил вернуться домой — в Гродно. Дорога назад заняла почти полгода.
— Не успел я отворить калитку, как собака нашей дворничихи кинулась ко мне со звонким лаем и начала меня облизывать, — улыбается Анатолий Самуилович. — В этот момент я окончательно поверил, что вернулся домой. Конечно, я долго искал родных. Но мы так больше и не увиделись: папа и мама погибли в Освенциме.
СПРАВКА
Концлагерь Аушвиц появился по приказу рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера в предместье небольшого польского города Освенцима в конце апреля 1940 года. Изначально это был лагерь для политических заключенных. Однако уже через год его расширили: в трех километрах от главного лагеря Аушвиц I был построен лагерь смерти Аушвиц II (второе название Биркенау). Именно здесь находились газовые камеры и четыре крематория. Чуть позже у концлагеря появилась еще одна секция — Аушвиц III. Это был лагерь принудительного труда, также известный как Буна-Моновиц.
Общая площадь Аушвица составляла более 40 квадратных километров. Территория была окружена колючей проволокой, по которой был пущен ток высокого напряжения. Над главными воротами лагеря висел лозунг — Arbeit macht frei. В переводе с немецкого — «Труд освобождает».
Концлагерь охраняли известные своей жестокостью эсэсовцы подразделения «Мертвая голова».
В Освенциме погибли свыше 1,4 миллиона человек.