Антиохия-2017: мир вашему дому
27 января 2017. Самый южный район Турции – Хатай, город Антакья
Мы сидим за богатым столом в кафе на той части города, которая считается арабской – журналисты из Москвы, турецкие бизнесмены. Разговариваем на ломаном английском, русском и турецком, дегустируем изысканное турецкое вино и ракию. Застолье ведется по всем правилам турецкого гостеприимства. Салаты десятка видов, различные виды хумуса, свежеиспеченный хлеб, айран… В общем, неспешное предисловие к основным блюдам.
- Что это за напиток принесли? – спрашиваю турецкого знакомца Дестана Каракаса, показывая на напиток гранатового цвета, который с удовольствием пьют турки.
- О, это шалгам, - говорит Дестана.- По вашему – репа…
Как репа? Пробую. Кислит. Кислит, как квас? Как огуречный рассол? Не совсем. Изумительно кислит, доложу я вам! И я попросил еще бутылочку этого безалкогольного напитка.
В этот момент звучит песня. Музыкант поет с душой, с улыбкой и слезой, зажигательно, на арабском, о чем-то таком, что сложно передать. Долгая песня…
Наш провожатый Анил Сирт, житель Стамбула, рассказывает, что во всей Турции сейчас тенденция: люди стали меньше готовить дома и все больше завтракают, обедают и ужинают в кафе. Это привело к тому, что конкуренция между точками общепита довела уровень обслуживания и качество приготовления блюд даже в небольших заведениях до высочайших стандартов. К слову, зайдя на следующий день на чашку кофе в простое с виду кафе в центре города, мы вдруг поняли, что не пообедать здесь просто нельзя.
100-й год до нашей эры. Антиохия
Каменные и мозаичные улицы, по краям мраморные столбы. Очень богатый и многолюдный город. Здесь кипит восточная торговля, здесь место остановки караванов, идущих по Шелковому пути. Возможно, где-то здесь парень из книги Паоло Коэльо «Алхимик» брел, ища свой путь жизни... 200 лет назад один из военачальников Александра Македонского Селевк I Никатор основал здесь город, который назвал в честь своего отца - Антиоха.
Дом в два этажа, узкая улица, по которой пройдет лишь лошадь или верблюд. Во дворе дома вечернее застолье. Воздух наполнен ароматом жареного мяса и свежеиспеченного хлеба. Певец искусно выводит мелодию. Песня длинная и яркая, как южная ночь. О чем можно петь так долго? Только о любимой женщине или друзьях.
Пройдет 1800 лет и с 1571 года этот город, который все так же стоит на желтой реке Оронт, будут называть Антакья.
28 января 2017. город Антакья
На автобусе едем по компактным улочкам двухэтажного старого города. Мимо желтой реки Аси-Нехри (современное название Оронта), мимо площадей с фонтанами. Удивительно, никто не смог мне объяснить любовь, которую испытывают антакийцы к автомобилям марки «Фиат» образца 1970-х годов. Эти прототипы советских первых «Жигулей» здесь встречаются повсюду. Ну и, конечно, скутеры – прокат мини-мотоциклов здесь на каждом углу. Бессчетное количество магазинчиков – кажется, здесь ведут торговлю на всех языках мира.
По пути в глаза бросается близкое соседство мечетей, христианских церквей и синагог. Говорят, что здесь миролюбие к представителям всех конфессий стало традицией еще с тех пор, как Антиохия была городом караванов.
Днем наносим визит на крупное предприятие, где в огромном цеху турчанки перебирают лимоны и апельсины. В специальных камерах моются и сушатся цитрусовые. Дальше – конвейер, ручной отбор фруктов, упаковка. Лента тянет коробки с апельсинами к месту, где их готовят к транспортировке. Складов нет, товар увозят сразу после упаковки. Отправляют – во все уголки мира. Огромный поток идет в Россию. Это предприятие в сутки выпускает 500-600 тонн цитрусовых. Логистика построена так, что в течение трех дней только что собранные на плантации в 200 километрах отсюда, в окрестностях города Адана, мандарины, грейпфруты, лимоны и апельсины оказываются в Москве.
- От отца мне не осталось ничего, он очень беден был, - рассказал «ВМ» президент Группы продвижения турецких цитрусовых Али Кавак. – Я всего добился сам. Как? Нужно чувствовать коммерцию и быть честным. До того как стать бизнесменом в 1977 году, я долго работал в школе учителем младших классов. От работы я никогда не устаю, иногда только утомляют бессмысленные люди. Меня удивляют мужчины, боящиеся ответственности или мечущиеся из края в край.
Предприниматель добавил, что в его семье 24 человека, а всего родственников - около 500 человек. И многие из них работают за рубежом в представительствах его предприятия. Так здесь издавна принято – сильный заботится о своих родственниках, давая им возможность зарабатывать, но не позволяя им становиться нахлебниками. Правильная традиция.
Предприниматель добавил, что в его семье 24 человека, а всего родственников - около 500 человек. И многие из них работают за рубежом в представительствах его предприятия. Так здесь издавна принято – сильный заботится о своих родственниках, давая им возможность зарабатывать, но не позволяя им становиться нахлебниками. Правильная традиция.
39-й год новой эры. Антиохия. Пешком к гряде Торосских гор подходит апостол Павел. До него здесь с миссией утверждения уверовавших побывал апостол Варнава. Хорошее место для остановки, город с тысячами людей отсюда виден, как на ладони. В нем немало иудеев, много язычников. Многие жители Антиохии, узнав о прибытии свидетеля жизни Христа, поспешили увидеть его. И они увидели и услышали его. И было их множество, тех, кто приняли то, что он рассказывал. Спустя год сюда пришел апостол Петр. Жил в пещере, создал общину последователей Христа, основал Антиохийскую церковь. В скале есть ниши в человеческий рост – стоя в них, он читал людям проповеди. И многие тысячи принимали новую веру. Очень многие.
29 января, 2017. Окраина Антакьи
Стоим в пещере. В той самой. Диаметр около 9 метров. Вот закопченные от свечей, горевших почти 2000 лет назад, стены. Они до сих пор хранят запах копоти. Шершавый камень хранит события, восстановить которые мы вряд ли можем. Но камень все равно их хранит. Вот продолбленный проход на другую сторону горы – чтобы спасаться от римских воинов. Рядом углубление – сюда через скальные щели стекает дождевая вода, считается целебной. В центре пещеры каменный алтарь – его в 1930 году сделали французы вместо деревянного, который здесь стоял долгие века. Буквы «альфа» и «омега» выбиты на нем.
Сотрудник Пещерного храма имени апостола Петра рассказывает:
- До 1930-ых годов, когда эта территория еще была французской Сирией, пещера стояла практически не тронутой, - говорит он. – Наш город был территорией Селевкидов, Армении, Римской империи, Османской империи, Франции, Сирии, и с 1939 года по волеизъявлению граждан этой земли, Хатай – район Турции.
Этот пещерный храм – одно из главных мест паломничества христиан всего мира. Еще бы, ведь именно здесь впервые появился термин "христиане". Именно здесь возникла одна из первых среди язычников христианских общин. Считается, что отсюда христианство шагнуло в большой мир.
И вот мы здесь, накрапывает дождь. Смартфон показывает «Хатай, +7. Завтра будет солнце». У многих сейчас рабочий день, графики встреч, планы на завтра. Но здесь все это кажется не важным, только и думаешь – сколько же «знают» эти горы!
Наши гиды, показывающие нам археологический музей Антакьи, рассказывают, что во время каждого нового строительства в городе археологи находят до 19 культурных слоев. Некоторые артефакты, поднятые из земли в провинции Хатай, датируются возрастом 17530 ± 140 лет. Вот почему в этом музее собрана одна из крупнейших в мире коллекций мозаики времен Римской империи.
I- IV века н.э. Антиохия
Город исключительной красоты и богатства. Мозаика здесь даже на улицах, не говоря уже о римских банях. Вдоль улиц стоят величественные колонны. Ночное освещение улиц здесь никого не удивляет. Но вот, к чему сложно привыкнуть даже римлянам, так это к освещенным по ночам дорогам, ведущим в соседние города! Но наместник римской провинции Сирия, чья резиденция находится здесь, в Антиохии, спокоен за свое будущее. Он знает: Антиохия четвёртый по величине город империи после Рима, Эфеса и Александрии.
29 января 2017 года
В местных гостиницах хороший wi-fi, предупредительное обслуживание, а на улицах чисто. Специфика зимней Турции в том, что здесь нигде не используется центральное отопление, даже в дорогих гостиницах. Сплит в каждом номере есть, но если его отключить, станет совсем не жарко.
По случаю нашего приезда вечером в крупном ресторане состоялась встреча турецких бизнесменов и российских журналистов.
Разговорившись за столом, обсуждаем и международную политику, и грядущий курортный сезон, и увеличивающийся в России спрос на турецкие товары. И также говорим о том, как много исторически связывает Россию и Турцию. Например, религиозные моменты соприкосновения. Константинополь, он же Второй Рим, резиденцию патриархов православной церкви не зря называли на Руси Царьградом. Факт – в России до прихода к власти династии Романовых не преследовали мусульман, и в Турции не преследовали православных за их веру.
Услышав в русской речи знакомые слова, турки рассказывают: «чай» на турецком тоже значит чай. Выясняем дальше: «пай» - доля; «харпуз» - значит арбуз, «пипец» - трубочка; «баян» - женщина, «бахча» – огород, «мандалина» - мандарин, «лимон» - лимон. Тюркизмов в русском языке не мало.
Во время торжественного тоста моложавый и подтянутый 70-летний бизнесмен Али Кавак, выглядящий лет на 45, обращаясь к гостям, сказал, что каждый турецкий гражданин хотел бы, чтобы тех печальных событий ноября 2015 года, связанных с российским самолетом, никогда не было, что этот схлест был чудовищной ошибкой, что турки приносят извинения за него.
- Это мои дети, мои ангелы, - говорит мне на английском в курительной комнате турок Хуссейн, показывая селфи своей семьи в смартфоне. – Мы все люди, все хотим мира, заниматься делом, растить детей, жить по-доброму…
- У нас старый обычай – после того как чокнешься, надо обязательно поставить рюмку на стол, только после этого выпивать, - объясняет за столом мне и моему коллеге-организа тору этой поездки Сергею Шевченко из компании Global ConnectionMedia турок Дестана Каракаса. – Почему рюмку на стол ставим?! Выражаем уважение к тем, кто сейчас не за столом.
Мы уважили собеседника, отведали ракии по турецкому обычаю. Но объяснили, что у нас ставить рюмки на стол не принято: вся сила тоста уйдет… И дальше свою традицию мы уже не нарушали. «Ну, шэрифэ*, Турция!»
* Турецкий аналог общеизвестного тоста «Чин-чин»! – «За ваше здоровье!».