Алексей Фурсин: Десять процентов экспозиции стенда «Сделано в Москве» составляют стартапы
В среду, 19 июля, на стенде «Сделано в Москве» руководитель столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин презентовал деловую программу в рамках Международного авиакосмического салона. Два дня Жуковский принимает деловые делегации из российских регионов и различных стран мира. Спектр интереса у больших компаний, огромных корпораций и маленьких стартапов широк — от развития собственных производств до поиска инвесторов на разработку и испытание опытных образцов.
Отдельный павильон на МАКС посвящен московским производствам. В списке — свыше 200 компаний. Это половина от всех российских предприятий — участников авиасалона.
— На экспозиции ставку сделали на малый и средний бизнес, на стартапы приходится десять процентов, — отметил Алексей Фурсин. — Наша задача — добиться синергии начинающих производств с крупными предприятиями для обеспечения качественного технологического и инновационного прорыва.
Расчет делается на поиск инвесторов небольшими компаниями. Хотя у некоторых уже есть хорошая база клиентов, а заказы расписаны на несколько месяцев вперед. Например, одна из московских компаний производит автожиры — легкие летательные аппараты. Компактные вертолеты могут быстро взлетать, приземляться на небольших площадках и использоваться как в военных, так и в совершенно мирных целях.
— Изготавливаем автожир из немецких комплектующих и узлов, а собираем в сборочном цехе в Подмосковье, — рассказал руководитель проекта Сергей Степанов. — На площадке обслуживаем аппараты, а еще учим ими управлять. Курс длится три месяца. Управление намного проще, чем в самолете или вертолете.
Представленный на стенде образец уже продан Российскому университету спецназа. Вместе с черно-красном образцом на выставке в Гудермес полетят еще два автожира.
— Использовать его можно в том числе и для облета территорий с целью контроля противопожарной ситуации, — продолжил Сергей Степанов. — С его помощью становятся проще спасательные и экологические операции.
Автожир уже летает над территорией Воронежского природного заповедника.
Другие летательные аппараты — дроны — также представлены на стенде. Помимо простых наблюдательных устройств, которые помогут контролировать процесс строительства, мониторить водоемы, разработаны грузовые аппараты.
— Они даже доставляют пиццу, — рассказала маркетолог предприятия Мария Борцова. — Наша компания была первой, кто это смог сделать.
Однако не только еду доставит такой дрон. Есть идея его использования над территорией Борисовские прудов. Летательный аппарат поможет спасателям быстрее приходить на выручку тонущим. С высоты им просто скинут спасательный жилет.
В тот же день Алексей Фурсин также рассказал о прошедших переговорах с американской корпорацией, производящей электронные системы управления и автоматизации. Honeywell уже открыли в Москве инжиниринговый центр и наладили производство автоматизированных систем. Столичные власти получили от них заявку на развитие предприятия.
— Будем создавать максимально комфортные условия для них, — отметил глава департамента. — В настоящее время идет подбор площадок в технопарках и особой экономической зоне «Зеленоград».
В планах ведомства провести переговоры с французскими партнерами.
На стенде представлены и детские технопарки. Руководят ими не взрослые, а сами ученики — старшеклассники, занимающиеся в лабораториях на базе «Мосгормаша» и технополиса «Москва». Космонавтика, информатика, нанотехнологии, биотехнологии и робототехника — у ребят есть выбор и возможность после прохождения курсов заключить отложенный трудовой договор. Объединенная авиастроительная корпорация, институт имени Баумана и Московский авиаинститут тоже предложили свою обучающую программу в рамках детских технопарков. Посвящена она, конечно же, авиационной промышленности.
— Старшеклассники не только видят, но и пробуют сделать различные агрегаты ,— говорит Алексей Фурсин. — Используют новые технологии — современные композитные материалы и 3D-печать. Они помогают изготавливать закрылки, фюзеляжи. За время занятий в технопарках дети не только вникли в процесс, но и уже определились с будущей профессией.
Среди них одиннадцатиклассник Кирилл Негадов. Юноша посещает секцию робототехники и связывает свою жизнь с разработкой новых механизмов. Пока получается мастерить из конструктора, в будущем планирует изобретать более серьезные устройства, которые помогут защитить от радиации в космосе.
А вот реальные устройства, сталкивающиеся с космической радиацией, изготавливает одно из московских предприятий специально для международной космической станции. Микросхемы, маршрутизаторы и контроллеры — то, на чем специализируется столичное производство.
— Разработки полностью отечественные, никаких иностранных комплектующих, — отмечает менеджер Анастасия Охлупина.
Однако не только новые материалы, электронику и аппараты производят в Москве. В столице научились контролировать качество композитов и металлических элементов — турбин и двигателей. Делают это в Зеленограде.
— Система диагностики автоматически настраивается на любой материал, — показывает манипулятор, способный захватывать предоставленные образцы директор по маркетингу компании Наталия Сляднева. — Метод также подбирается роботом автоматически.
На производство ждут молодежь. Старшеклассникам показывают предприятие, школьникам, учащимся колледжей и вузов предлагают профориентационные курсы.
Развивать свои таланты и способности ребята могут на предприятиях и на базе кванториумов. До конца года планируется открыть еще десять детских технопарков в столице.
— Это станет хорошей базой для будущих договоренностей ребят, — подчеркнул Алексей Фурсин.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!