Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

О походах ваших, о боях с врагами... Лучшие песни военных лет

Сюжет: 

День победы-2018
Общество
О походах ваших, о боях с врагами... Лучшие песни военных лет
19.12.1941 Великая Отечественная война 1941-45 гг. Бойцы Красной Армии едут на фронт / Фото: Марк Марков-Гринберг / РИА Новости
О Великой Победе до сих пор снимают фильмы и слагают песни. «Вечерняя Москва» собрала самые известные композиции того времени.

«Священная война» (слова — Василий Лебедев-Кумач, музыка — Александр Александров)

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Текст этой песни был опубликован спустя всего два дня после начала Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 года. «Священную войну» впервые исполнили на Белорусском вокзале 26 июня. Из-за чрезмерно трагичного звучания песня широко не исполнялась до октября. 15-го числа фашисты захватили Калугу, Ржев и Калинин (ныне — Тверь). С этого дня «Священная война», сочетающая грозную поступь марша и мелодичную распевность, стала звучать по всесоюзному радио каждое утро, сразу за кремлевскими курантами.

«Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» (слова — Борис Ковынев, музыка — Ежи Петерсбурский)

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война…

Песня появилась сразу после начала войны, в период с 22 июня по 29 июля 1941-го и мгновенно распространилась по всей стране.

«Смуглянка» (слова — Яков Шведов, музыка — Анатолий Новиков)

Как-то летом на рассвете

Заглянул в соседний сад,

Там смуглянка-молдаванка

Собирает виноград.

Я бледнею, я краснею,

Захотелось вдруг сказать:

«Станем над рекою

Зорьки летние встречать».

«Смуглянка» как часть сюиты Новикова и Шведова, посвященной революционеру и участнику Гражданской войны Григорий Котовскому, была написана еще до войны, в 1940-м. Но не исполнялась. Вспомнили о ней спустя четыре года — Новиков показал «Смуглянку» в числе других песен руководителю Краснознаменного ансамбля Александру Александрову, который планировал новую программу для своего коллектива. Песня ему понравилась, хор и солисты тут же начали ее разучивать. Впервые ансамбль исполнил эту песню в 1944 году в Концертом зале имени Чайковского. Концерт транслировали по радио, благодаря чему ее услышало много людей. «Смуглянку» подхватили на фронте и в тылу.

Песня является «визитной карточкой» фильма «В бой идут одни "старики"» Леонида Быкова, вышедшего на экраны в 1974 году.

«В землянке» (слова — Алексей Сурков, музыка — Константин Листов)

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

После начала войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом «Красноармейской правды». Конец осени 1941-го. Стрелковая дивизия 16-й армии, оборонявшая подмосковную Истру, получила наименование 9-й гвардейской — и Политуправление Западного фронта пригласило корреспондентов газеты осветить это событие. Поехал и Сурков. В конце ноября они посетили штаб дивизии, затем отправились на командный пункт 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка, который находился в деревне Кашино. Прибыли. Оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов одной из танковых дивизий врага, а к деревне подходит фашистская пехота. Из-за обстрела журналисты и офицеры засели в блиндаже. Прорваться удалось благодаря начальнику штаба капитану Величкину, который пополз к занятым немцами домам, закидывая противника гранатами. Вражеский обстрел был ослаблен. Удалось пройти минное поле, переправиться через реку по тонкому ноябрьскому льду. Под обстрелом. Добравшись до деревни Ульяшино, в которой стоял советский батальон, Сурков увидел, что вся его шинель посечена осколками. «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага», — сказал он тогда.

В деревне штабистов и корреспондентов разместили в землянке. Величкин уснул после второй ложки супа — не отдыхал четыре дня. Кто-то сидел у печки, играл на гармони. Сурков же делал наброски для репортажа. А получались — стихи. По возвращении в Москву он завершил свое стихотворение «В землянке». Музыка была написана зимой 1942-го.

«Давай закурим» (слова — Илья Френкель, музыка — Модест Табачников)

Теплый ветер дует.

Развезло дороги.

И на Южном фронте

Оттепель опять.

Тает снег в Ростове,

Тает в Таганроге.

Эти дни когда-нибудь

Мы будем вспоминать.

Осень 1941-го. На Южном фронте рано выпал снег, а потом неожиданно потеплело. Раскисшие дороги, грязь. В это время советские войска нанесли контрудар под Ростовом-на-Дону, в результате которого в конце ноября город был освобожден. Фашистские войска потерпели первое крупное поражение, их отрезали от кавказской нефти.

Стихотворение Френкеля «Давай закурим!» было опубликовано 22 января 1942-го.

«Огонек» (слова — Михаил Исаковский, автор музыки неизвестен)

На позиции девушка

Провожала бойца,

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Все горел огонек…

19 апреля 1943 года было опубликовано стихотворение Исаковского «Огонек». Музыку к нему сочиняли многие композиторы, однако автор той, что обрела популярность, — неизвестен. Впервые песня с этой мелодией прозвучала в 1947 году. Исполнил ее Владимир Нечаев. На грампластинкам указывалось: слова — Исаковский, музыка — народная.

«Мы, друзья, перелетные птицы» (слова — Алексей Фатьянов, музыка — Василий Соловьев-Седой)

Первым делом — самолеты...

Ну а девушки?

А девушки — потом!

Песня звучит в фильме «Небесный тихоход» режиссера Семена Тимошенко, выпущенном в 1945 году.

«Синий платочек» (слова — Яков Гольденберг, музыка — Ежи Петерсбурский)

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных встреч…

Музыка была написана в минской гостинице «Беларусь» в 1940-м году. Потом ее услышал поэт, драматург Гольденберг и написал к ней слова. Песня быстро стала шлягером. Существует несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив этой песни, но навсегда сохранились в народной памяти строчки — «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа».

«Темная ночь» (слова — Владимир Агатов, музыка — Никита Богословский)

Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь…

Песня была написана в 1943 году для кинофильма «Два бойца» режиссера Леонида Лукова. Во время съемок он столкнулся с трудностью — не получалось убедительно снять кадр с написанием солдатом письма. И тут возникла мысль, что решить эту сцену может помочь песня. Севший за рояль Богословский почти сразу предложил мелодию. Стихи к ней тоже сочинили довольно быстро. После этого обратились к Марку Бернесу, записали фонограмму. На следующий день эпизод был снят. Главный герой картины Дзюбин — Бернес — поет ночью под гитару во фронтовой землянке.

«Эх, дороги…» (слова — Лев Ошанин, музыка — Анатолий Новиков)

Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги,

Да степной бурьян.

Знать не можешь

Доли своей.

Может, крылья сложишь

Посреди степей…

Песня была написана для театрализованной программы «Весна победная» в 1945-м году, уже после войны. К празднику 7 ноября программу задумал и осуществил режиссер Ансамбля песни и пляски войск НКВД Сергей Юткевич.

«Журавли» (слова — Расул Гамзатов, музыка — Ян Френкель)

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса…

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем глядя в небеса…

Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли» по-аварски. Тема была навеяна посещением в Японии памятника Садако Сасаки, которая страдала от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме. В Азии существует поверье: желание человека исполнится, если он сложит из цветной бумаги тысячу журавлей. Девочка надеялась, что сможет вылечиться, если сделает это.

По пути из Японии в СССР Гамзатов думал об умершей матери, о старшем брате, погибшем в боях под Севастополем, другом брате - пропавшем без вести моряке… Вспоминал других близких людей, погибших в годы войны.

Стихотворение «Журавли» изначально было несколько иным:

Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей,

В могилах братских не были зарыты,

А превратились в белых журавлей.

Строчки перевел известный переводчик восточной поэзии Наум Гребнев. В 1968 году стихотворение было опубликовано. Увидевший его Марк Бернес позвонил Гребневу и сообщил, что хочет сделать песню. Они сразу же обсудили некоторые изменения в тексте, и слово «джигиты» затем было заменено на «солдаты». Впоследствии Расул Гамзатов отметил, что это расширило адрес песни.

Запись песни «Журавли» состоялась 8 июля 1969 года и стала последней в жизни Бернеса. В то время он уже тяжело болел. 16-го августа его не стало.

«Нам нужна одна победа» (слова и музыка — Булат Окуджава, оркестровую версию записал Альфред Шнитке)

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех — мы за ценой не постоим.

Булат Окуджава написал эту песню для фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», вышедшего на экраны в 1970 году. В картине ее поет сестра милосердия Рая, роль которой исполнила Нина Ургант. В финале музыкальная тема повторяется без слов — в оркестровой аранжировке.

«Вечный огонь» (слова — Евгений Агранович, Музыка — Рафаил Хозак)

От героев былых

времен

Не осталось порой

имен

Те, кто приняли

смертный бой,

Стали просто землей,

травой.

Только грозная

доблесть их

Поселилась в

сердцах живых.

Этот вечный огонь

Нам завещано одним

Мы в груди храним.

Песня была написана специально для фильма «Офицеры» режиссера Владимира Рогова. Впервые ее исполнил Владимир Златоустовский в 1971 году.

«День Победы» (слова — Владимир Харитонов, музыка — Давид Тухманов)

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли, -

Этот день мы приближали как могли.

Песня была написана для конкурса на лучшее произведение о Великой Отечественной войне в 1975 году. Но она не только не стала призером, но и некоторое время не звучала ни на радио, ни на телевидении. Корифеи посчитали, что Тухманов слишком молод и не может соответствовать статусу автора произведения государственного масштаба. Критиковали и музыку — в ней услышали синкопы и элементы не то фокстрота, не то танго.

В прямом эфире песня впервые прозвучала в ноябре 1975 года. На концерте, посвященном Дню милиции, ее исполнил Лев Лещенко.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Антонов, советский и российский композитор, эстрадный певец:

— Моя самая любимая песня военных лет — «Темная ночь», написанная в 1943 году композитором Никитой Богословским, слова поэта Владимира Агатова. Это самая душевная и лиричная песня войны. Наверное, она и самая лучшая — как я считаю. Может быть, потому, что я был лично знаком с Никитой Богословским, может быть, на меня произвело первое исполнение этой песни — ее поет актер Марк Бернес в кинофильме «Два бойца». Фильм снимался в 1943 году на Ташкентской киностудии, где находились в эвакуации многие артисты.

Елена Камбурова, певица:

— Моя самая любимая песня — «Соловьи». «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат...». Она объемная, очень красивая мелодия и, как сказать... Она очень трогательная, щемящая. Поют шальные соловьи — невероятно, конечно. А потом очень люблю песни Окуджавы, которые он посвятил войне. Такие, как «Простите пехоте», «До свидания, мальчики». Сейчас артисты перепевают военные песни, и я к этому отношусь хорошо — но — смотря как перепоют. Сколько проходит времени и, если соблюдается традиция пения за столом, то поют именно военные песни. В этих песнях военных, которые я люблю, нет парадности, в них больше человечности и соединение с душой тех, кто воевал, и сочувствие воинам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В бой идут одни старики. Как «красили» легендарный фильм

Снова закружится старый вальс

День Победы 9 мая: что посмотреть по телевизору

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.