Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Обед — на высоте! Кто и как готовит бортовое питание для авиарейсов

Общество
Ровно 95 лет назад на борту самолета впервые подали завтрак. Пришлись ли по вкусу блюда там, в облаках, теперь уже никто и не вспомнит, но с тех пор бортовое питание стало особой темой для разговора. Пассажиры создают целые социальные сети, где с удовольствием делятся фотографиями своего завтрака или обеда и оставляют комментарии: что понравилось, а что — лучше в следующий раз даже не пробовать. Спецкор «ВМ» проникла на кухню и выяснила, как готовится еда, которую подают на борту.

Недалеко от терминала «В» аэропорта «Шереметьево» круглые сутки повара компании «Аэромар» пекут, парят и варят. Среди клиентов — около 40 авиакомпаний и главный российский перевозчик — «Аэрофлот». В этом году «Аэромар» отмечает свое 25-летие.

НЕБЕСНАЯ КУХНЯ

Не волнуйтесь, на кухню мы зашли по всем правилам — халат, шапочка, руки вымыты до блеска и продезинфицированы, а вот украшения попросили снять. Мимо провозят «шпильки» (тележки с подносами. — «ВМ») с овощной смесью, и глаз радуется, и желудок не против кукурузы, мелко нарезанной моркови и cтручковой фасоли. Оранжевая семга, припорошенная укропом, готовится попасть на бизнес-ланч, бараньи ребрышки томятся в водах маринада…

— Вкусная вещь! Маринуется целых два часа в гранатовом соке с медом… — комментирует Дмитрий Ози — су–шеф, вторая рука шеф-повара, его глаза, уши и нос на горячей кухне.

Тем временем жизнь на кухне бьет ключом — пассажиры ждать не будут, все должно быть четко по графику. И где-то там в этот самый момент на высоте 10 000 метров улыбчивая стюардесса кого-нибудь спрашивает: «Рыбу или мясо?»

— За сутки уходит 1,5 тонны мяса и тонна рыбы, — объясняет заведующая производством Ирина Иванюженкова. — Больше всего говядины и баранины, со свининой мы вообще не работаем. Плюс птица — это еще килограммов 800. Все зависит от меню.

С такой работой повара должны не ходить, а перекатываться, как мячики, но нет — суетятся от стола к столу подтянутые, бодрые. Четверг и пятница — самые во всех смыслах горячие деньки. Сто движений в минуту — и на фитнес ходить не нужно. Надежда Суркова ловко справляется с 12 сковородками — раз, два, — и золотистый конвертик омлета готов. В сутки готовится более двух тысяч омлетов и блинов.

В кондитерском цеху, как в гостях у бабушки — уютно, по-домашнему и пахнет пирожками. Лежат красавцы свежеслепленные, ждут своего часа, блестя масляными боками. Кто-то рулетики с маком закручивает, кто-то пирожное вареньем покрывает. Вспоминаю, как пассажиры на форумах хнычут — дескать, еда в самолете невкусная, ненатуральная. Теперь как знаток сообщаю — если и есть где натуральная еда, то это на борту.

— У нас все четко, по стандартам. Видите малиновое варенье? Сами варим, — не без гордости говорит Ирина Иванюженкова. — Даже десерт эконом-класса обязательно с натуральным шоколадом. Слойки, фруктовое желе, мороженое, что путешествует на борту в объятиях сухого льда, — мечта сладкоежек.

А вместе со льдом в самолет едут живые розы — комплимент пассажирам бизнес-класса на рейсах длительной протяженности. Среди множества отделов есть один, самый загадочный. Так и называется — «специальный». Здесь готовятся блюда для малышей, вегетарианцев, мусульман. Более 15 видов специального питания в зависимости от медицинских показаний, вероисповедания и других особенностей.

МАСТЕР ВКУСНЫХ ЩЕЙ

— К интервью готов? — спрашивают главного по тарелочкам, а точнее — по их содержанию.

— Как пионэр! — очаровательное французское «р» на конце выдает соотечественника Моне, Мане, СенСанса и Жюля Верна. Шефповар Тьерри Мона второй год разрабатывает меню для клиентов «Аэромара». Требования у всех разные. Меню бизнес-класса «Аэрофлота» меняют каждые три месяца, эконом-класс балуют совершенно новыми блюдами два раза в год.

— Первая презентация была сложной, — признается мастер. — Нельзя котлеты, мясо с кровью… — по глазам видно: разгулялся бы кулинарный гений во всю мощь своего таланта, но правила есть правила.

Приготовить бортовое питание гораздо сложнее, чем еду в ресторане или кафе. Здесь используются особые технологии. Перед подачей пассажиру уже приготовленное блюдо еще раз разогреют, но самое главное, чтобы трапеза в самолете была наполнена атмосферой качественного ресторанного обслуживания.

— Я понимаю, что пассажиры бизнес-класса — люди, которые привыкли есть в ресторане, — объясняет Тьерри. Но кто не тоскует по настоящей домашней кухне? В меню для длительных рейсов пассажирам «Аэрофлота» обязательно предлагаются первые блюда. — Русские не могут без супа! — похоже, Тьерри разгадал один из народных секретов.

Прямо сейчас «летят» щи и уха, зимой будет борщ. На лице Тьерри появляется улыбка, он-то знает, как приготовить настоящий борщ — даже свою жену Наташу научил правильно варить красный наваристый суп.

— А какая кухня популярна у пассажиров? — Все зависит от направления, на рейсах в Европу — преимущественно русская и итальянская, на рейсах в страны Юго-Восточной Азии — обязательно предлагается горячее блюдо национальной кухни — китайское, корейское, индийское, а на рейсах в Японию — специальное предложение направления — «японский сет».

Мы смотрим на печку, что стоит скромно у стенки. Это самая настоящая самолетная печь. Все меню, прежде чем попасть на борт, проходит серьезную дегустацию во главе с генеральным директором «Аэромара». «Счастливчики…» — невольно позавидовали мы.

— Это серьезное испытание! — делится Тьерри. — Одних супов — 6–8 видов. Пробуем, и каждый высказывает свое мнение.

— После внутреннего отбора, в хороших традициях, «Аэрофлот» устраивает дегустации с участием часто летающих пассажиров — три салата, пять закусок как минимум, — замечает Тьерри. — Только представьте: пять блюд с мясом, пять с рыбой, пять с курицей и еще три десерта. Только после этого блюда, признанные лучшими, попадут в новое меню.

— В полете теряется 30 процентов вкуса, — Тьерри рассказывает об особенности восприятия пищи в воздухе. — Если мы приготовили блюдо слегка солоноватое, то на борту по вкусу оно будет нормальным. Если же на земле на соль, например, мясо будет в самый раз, то уже в самолете эта же еда покажется пресной.

КОСУЛЕ НАМ НЕ НАДО

На стене зала для презентаций — дипломы и благодарности компании. Есть даже Thanks от британской королевы Елизаветы. Листаю меню. «Индейка в травах персилада», «чилийский сибас в медовом маринаде», «салат Капрезе» — аппетитно! В кухне для авиации приходится строго соблюдать правила и требования, а тут еще санкции принесли немало бессонных ночей отделу снабжения. Но справились.

— В принципе, меню из-за санкций не пострадало. Есть только проблемы с болгарским перцем, — говорит Тьерри. — Сейчас мы закупаем его в Турции, Таджикиста не и Азербайджане, а потом подключатся мелкие производители.

— Зато с мясом проблем нет. Мы нашли поставщиков в Южной Америке и Новой Зеландии, — успокаивает Тьерри. — Французскому сыру бри нашли аналог здесь, в России. Ни одно блюдо не отменили. Может быть, в поленте заменили пармезан, а так — никаких проблем.

НЕСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Шеф-повар Мона в 6.30 уже на работе — проверяет все, что сделано за ночь. Если что-то не так, заставляет все переделывать.

— Если много соли или перца, то такую пищу просто невозможно будет есть! Как я отпущу плохое блюдо на борт? В меню бизнес-класса мое фото, я отвечаю за качество блюд, это моя репутация.

К счастью, еще ни разу никто гневно не кричал: «Шефа мне на борт!», но Тьерри все равно подходит к работе тщательно — обязательный мастер-класс для поваров и бортпроводников.

— У меня нет секретов от персонала, — подчеркивает гуру бортового питания. — Как-то я работал с одним шеф-поваром. Так он все, что готовил, прикрывал рукой, типа «мой секрет, никому не покажу». Я сразу говорю: это не шеф! — заявляет Тьерри. — Шеф-повар должен быть открытым, сам учиться и других тренировать.

Кстати, у командира воздушного судна меню не такое, как для остальных членов экипажа. Таковы международные требования безопасности. Каждый рацион с просчитанной калорией в зависимости от продолжительности рабочего дня и полета. Приятного полета!

БЛОГИ

Черная икра и тушенка (интернет-пользователи делятся воспоминаниями о «самолетной еде») 

BacBac

Когда-то в юности я работал бортпроводником. Предлагаю вашему вниманию меню рейса Алма-Ата—Москва: закуска —1/3 рыбной консервы «сайра»; кусочек черного хлеба; маленькое пирожное типа «песочное»; сок яблочный в металлической баночке — 100 мл. Самое главное — основное блюдо: полбанки консервы типа «говядина тушеная».

Standard and Poor

На рейсах из Алма-Аты в Москву сроду не давали сока. Зато помню тушенку на рейсе из Ленинграда в Куйбышев. А на рейсе Москва—Владивосток была черная икра. Настоящая черная икра.

• Periskop

Мой самый первый полет на самолете был очень плотно связан с конфетами. Студеная зима 1970-го, Иркутск. Мне пять лет. Бабушка, взяв меня крепко за руку и таща в другой руке сумку, ведет к трапу блестящего огромного (как мне тогда казалось) самолета… Самый главный сюрприз всего полета — красивая тетя в форме идет вдоль прохода с большим подносом, на котором насыпана нехилая куча конфет. И все берут с подноса конфеты понемногу. Тетя подходит к нам, подает поднос поближе, бабушка берет парочку.

Стюардесса смотрит на меня, улыбаясь (я сижу дальше, у стенки), и говорит: — Ну? Бери конфеты, добрый молодец, ведь сейчас взлет! …Вот так я познакомился с конфетами под названием «Взлетные» и запомнил их на всю жизнь. И когда вижу «Взлетные», сразу вспоминаю тот свистящий Ту-104 с красивой и доброй стюардессой.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ «АЭРОФЛОТА»

Дорогие коллеги! Уже много лет компанию «Аэрофлот» и ЗАО «Аэромар» связывает плодотворное сотрудничество. Вы помогаете нам обеспечивать комфорт и делать приятным путешествие наших пассажиров. Поздравляем вас с юбилеем и от всей души желаем крепкого здоровья, успехов и новых кулинарных шедевров!

СПРАВКА

ЧТО НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В БОРТОВОМ ПИТАНИИ

● фарш;

● рубленое мясо;

● вареные колбасы;

● паштет;

● творог;

● пирожные с заварным, сливочным и белковым кремом

ОБ АВТОРЕ 

Елена Мотренко - специальный корреспондент «Вечерней Москвы». Обожает самолеты и мечтает когда-нибудь сесть за штурвал.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.