Выбираем дом на колесах и путешествуем с комфортом
На рынке сейчас широко представлены как трейлеры, так и автодома. Первый цепляется к автомобилю. Второй и есть автомобиль, в котором можно жить.
— Новый автодом стоит минимум пять миллионов рублей, но использовать его постоянно вы вряд ли сможете, — рассказывает исполнительный директор компании, продающей «дома в дорогу», Виталий Разумов. — Трейлер более практичен. Его можно отцепить и поставить в гараж. Или просто припарковать на улице. А потом спокойно пользоваться автомобилем — например, осматривать достопримечательности города, в который только приехали. К тому же трейлер — или прицеп-дача — существенно дешевле. К тому же он существенно практичнее, поскольку не имеет моторизированного шасси.
Новый трейлер стоит от 1,5 миллиона рублей. Подержанный в Москве можно купить и за 200 тысяч.
— Трейлеры делятся на одноосные и двухосные, последние, конечно, более вместительны. Некоторые рассчитаны на восемь человек. Но в России такой большой компанией путешествуют редко, — пояснил Виталий Разумов. — Я бы советовал трейлер одноосный. С ним легче маневрировать на дорогах и проще передвигаться по городу. И еще лично я бы советовал трейлер новый — потому что на него есть гарантия.
Смотрите на пол
Москвич Антон Горовец много лет привозит подержанные трейлеры из Европы.
— Если вы новичок и просто решили попробовать провести отпуск в дороге, то трейлер проще арендовать, — пояснил он. — Но можно и купить подержанный.
На какие грабли важно не наступить при покупке?
— Самый распространенный дефект — гнилое дно, — пояснил Антон. — Определить такой дефект сложно, так как пол прикрыт декоративным материалом. Поэтому я бы советовал залезть под дно трейлера и внимательно его осмотреть.
Вторая опасность — гнилой брус внутри стены трейлера. «Вычислить» дефект можно по неприятному характерному запаху внутри прицепа и мягкой на ощупь стене.
— А еще в подержанных трейлерах часто случаются повреждения электрооборудования. Поэтому обязательно проверяйте всю электронику, ведь заменить ее будет проблематично и дорого, — пояснил эксперт. — В целом при осмотре трейлера нужно быть предельно внимательными и проверять все самостоятельно и не верить продавцу на слово.
Есть даже душ
Даже в самом обычном прицепе-даче есть все необходимое для комфортного и автономного проживания нескольких человек. В таких прицепах есть необходимая мебель и встроенная техника — холодильник, газовая плитка, бойлер, душ, санузел, лампы освещения, аккумуляторы, разъемы для подключения внешних источников питания и т. д. Существуют модели, в которых даже предусмотрено место для перевозки мотоцикла.
— Если в прицепе есть отопление, проверьте, чтобы работала газовая печка, — советует Антон Горовец. — Для этого надо соединить газовый баллон и редуктор — специальное преобразующее устройство. Потом надо открыть кран на баллоне и попробовать зажечь печку. На печке надо выкрутить ручку-крутилку до конца, нажать и удерживать ее. Поджиг есть ручной, т. е. нажимаете кнопочку, пока не увидите в окошке внизу маленькое пламя, либо автоматический, поджиг происходит автоматически, от батарейки. Если печка зажглась, значит, она работает и все хорошо.
В трейлере есть несколько вариантов обогрева. Конвекционный, т. е. от самой печки — не самый эффективный вариант. И есть центральное отопление, когда вдоль стенок имеются выходы для теплого воздуха. Его нагнетает электромоторчик печки.
— Самый эффективный вариант — водяное отопление с радиаторами, его часто называют северным вариантом, — рассказывает Антон Горовец. — В этом случае имеется котел, который также нагревается сгораемым газом, но тепло проходит по алюминиевым трубкам и через радиаторы отапливает жилое помещение. Лично я бы рекомендовал именно такое отопление: вдруг вы захотите путешествовать еще и зимой?
Не разгонишься
И все-таки трейлер при всех очевидных плюсах имеет и существенные минусы.
— Главный, пожалуй, — это низкая скорость. Вы не сможете ехать быстрее 80– 90 км/час, — рассказывает преподаватель Центра водительского мастерства Евгений Якушкин. — Во-вторых, будьте готовы к довольно большому расходу топлива автомобиля, к которому цепляется прицеп-дача. Плюсуйте 30–40 процентов минимум. В-третьих, есть законодательные ограничения. Во многие европейские города, например, просто не разрешается въезд на прицепах-дачах.
Важный нюанс: при движении в прицепе запрещено находиться пассажирам.
— К тому же для использования прицепов нужно получить права соответствующей категории, — уточняет юрист Московской коллегии адвокатов Евгений Максименко. — Если масса автопоезда — т. е. вашей машины и прицепа — не выше 3,5 тонны, достаточно иметь категорию В. А вот если полная масса легкового прицепа больше или равна 3,5 тонны, в водительском удостоверении должная стоять отметка ВЕ/СЕ/DE.
Как пояснил эксперт, за отсутствие прав нужной категории полагается штраф — от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме того, гаишник обязан отстранить вас от управления автопоездом и отправить его на штрафстоянку. Так что без прав — никуда.
— К тому же нужно понимать, что на легковой прицеп нужно оформить еще несколько важных документов, без которых использовать его запрещено, — рассказывает Евгений Максименко. — Прежде всего, это регистрация в ГИБДД, она проводится по месту жительства владельца. Причем регистрация обязательна не позже 10 дней с момента покупки прицепа. В ходе регистрации, кстати, вы получите на прицеп номерной знак и свидетельство.
Также необходим и техосмотр трейлера. В зависимости от его возраста определяется периодичность ТО.
— Трейлер — отличный вариант для любителей путешествий, но автопоездом нужно реально уметь управлять, — резюмирует Евгений Якушкин. — Поэтому на первых порах я бы советовал доезжать до какого-нибудь города, ставить трейлер на стоянку и осматривать город без него. Со временем станете ездить свободнее.
ЦИФРА
10,3 года составляет, согласно данным агентства «Автостат», средний возраст автомобиля в Москве. В Санкт-Петербурге — 10,7 года. Самые «свежие» машины в Татарстане — 9,7 года.