Художник-фронтовик до сих пор создает свои картины в мастерской на улице Правды
Юрий Рогозин вспоминает, как однажды сделал композицию «Бои на озере Хасан», набрался смелости и направил их по почте в редакцию «Пио нер ской правды». Их не опубликовали, но похвалили и пожелали творческих успехов.
— Я воодушевился и начал работать с удвоенной силой, — вспоминает художник. Рисовал, когда все соседи ложились спать и на кухне в коммуналке появлялась свобода для творчества.
Когда началась война, Рогозину было 15 лет, но ему хотелось быть нужным для фронта. Поэтому устроился работать в издательский комплекс «Правда». А вечерами по месту жительства дом управ проводил учебные тревоги.
— Как-то после смены вновь объявили тревогу, — рассказывает Юрий Иванович. — А я был очень уставший, хотелось спать. Думал, что вновь учебная тревога. Но ноги почему-то повели в комнату домуправа на первом этаже. Проходя по подъезду, увидел слишком яркий свет в окне и подумал: что-то не так.
Оказалось, что это уже настоящая тревога: Москву начали бомбить немецкие самолеты. Юрий Рогозин все время был на крыше и наблюдал за воздушным боем. Приходилось и тушить снаряды.
Одновременно с работой юноша учился на стрелка. Но когда его призвали в армию в автомобильный батальон, очень расстроился. Слишком ему хотелось быть снайпером. Лишь позже он, попав в часть, стал третьим номером, то есть бойцом, заправляющим патроны в ленту. Но как-то во время внезапного налета немецкого самолета Рогозин схватил винтовку и стал стрелять по нему.
— Меня обуял спортивный интерес: попаду по баку или нет, — улыбается Юрий Иванович. — Думал: зря учился в снайперской школе или нет. И после нескольких выстрелов — попал! Вскоре пришел командир роты и строго спросил: «Кто стрелял?» У меня все оборвалось. Но когда ротный узнал, что я, сказал: «Сделать его первым номером». То есть с этого момента в случае военных действий я должен был стрелять из пулемета, второй номер — подавать мне ленты, а уже новый третий номер — заряжать патроны в ленты.
Вернувшись с фронта, Юрий Рогозин вновь устроился в печатный цех «Правды», который потом стал офсетным. Продолжал писать картины.
— Пришлось для типографий писать уменьшенные копии картин для корректировки цвета при изготовлении форм для печати, — рассказывает Юрий Иванович. — Открытки, обложки и иллюстрации в журналах и книгах — результат моей работы приносил мне удовлетворение, поскольку я знал, что для многих людей в нашей необъятной стране это была единственная возможность увидеть лучшие произведения русского и зарубежного искусства.
КСТАТИ
Юрий Рогозин публиковался в журналах «Огонек», «Крестьянка», «Работница», «Пограничник». Член Союза журналистов России. С 1974 го да — член Союза художников СССР. Недавно вышел альбом его картин «Живопись. Графика».