Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Как создавалась подземка

Общество
Любопытные факты из истории метро.

Строительство метро — это будничный подвиг. Как во времена первых пятилеток, так и сейчас.

Фильм «Добровольцы» о строительстве первой очереди метро заслуженно стал классикой. «Вечерка» вспоминает еще несколько сюжетов, которые могли бы послужить основой для приключенческого романа.

КАК «СИМЕНС» ОБСТАВИЛИ

В 1920-е годы Москва задыхалась в пробках. Многие пассажиры шли каждый день по 10–15 километров пешком — так все равно было быстрее. К тому же столичный статус провоцировал «гонку престижа» с Берлином, Парижем, Лондоном, там уже вовсю работал метрополитен.

— При управлении Московских городских железных дорог создали специальный отдел, который разрабатывал проект метрополитена, — рассказывает немецкий историк Дитмар Нойтатц. — В его составе были инженеры, имевшие опыт строительства метро в других странах. Помимо этого Моссовет заказал параллельную разработку проекта метрополитена у фирмы «Сименс-Бау-Унион». Вариант немецкой компании был готов к концу 1926 года. Однако контракт с «Сименсом» заключен так и не был. Советские руководители не решились предоставить иностранцам возможность вести подземные работы в сердце Москвы.

ПЯТИЛЕТКУ В ПОЛТОРА ГОДА

В июле 1931 года был организован трест Метрострой. Стройке был присвоен статус всесоюзной ударной.

— Однако первые два с лишним года строительство, по сути, не начиналось, — рассказывает историк Александр Зиновьев. — Причины: нехватка людей, техники, а главное — незнание технологий. Все изменилось только после объявления на Метрострой комсомольских наборов — людей стало больше, и пошла работа.

Так 11 километров первой очереди были построены не за 4 года, а всего за полтора!

АНГЛИЙСКИЙ ЩИТ

На некоторых участках было решено использовать тоннелепроходческий щит. Комплекс приобрели у англичан в начале 1934 года. А вот документация по сборке и эксплуатации щита в пути потерялась.

— Наши инженеры, лишь в общих чертах понимая, как работает щит, за пару ночей сумели разобраться в конструкции и запустить его в работу, — говорит краевед Антон Клунин.

О метростроевцах среди тех, кто не попал на стройку, ходили разные слухи. Говорили, что работа в шахте губит мужское здоровье, что гибель рабочих — обычное дело. Заработки то чудовищно преувеличивали, то безбожно преуменьшали. Обычной работой метростроительство стало лишь после войны — до нее Метрострой был окутан тайной.

НАЙТИ ТЮБИНГИ!

К началу войны тоннели третьей очереди были почти готовы. Оставалось совсем немного, но в 1942 году немцы дошли до Днепропетровска — там располагался завод, выпускавший металлическую облицовку тоннелей, тюбинги… — Решить проблему удалось, быстро запустив производство тюбингов на московских заводах — «Станколит», «Серп и молот», «Компрессор», — говорит Александр Зиновьев. — Именно на этой базе и начал разворачиваться послевоенный метрострой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Айрат Багаутдинов, историк инженерии, блогер:

- Многие признают: московское метро — самое красивое в мире! Но если заглянуть за красоту мраморной отделки, мы увидим, что наше метро еще и рекордсмен по сложности строительства. В борьбе с московскими сложными грунтами впервые в стране были применены новые техники устройства тоннелей — замораживание грунта, битумизация, тоннель в кессоне. При строительстве станций поэкспериментировали с разными технологиями, попробовав применить и берлинский, и парижский, и лондонский способы.

Московское метро стало настоящей школой советских инженеров и стимулом для развития инженерной мысли. Самой «экспериментальной» была, разумеется, первая очередь — красная ветка. Но совместное творчество архитекторов и инженеров сделало метро таким красивым.

Александр Попов, историк Московского метрополитена, фотограф:

- В ноябре 1931 года был заложен опытный участок под Русаковской улицей, который начали строить по парижскому методу. Там был свод из бутового камня, мелкое заложение, без вскрытия поверхности земли. Строители попали в трубу и столкнулись с просадкой грунта.

В результате поняли, что в московских условиях так строить невозможно. Участок был достроен, но так и остался опытным. С подачи первого секретаря Московского комитета ВКП(б) и непосредственного руководителя строительства метро Лазаря Кагановича было решено возводить подземку частями. Первая очередь метро была построена киркой, лопатой и тачкой. На ней работали около 70 тысяч человек. Строительство велось в тяжелейших геологических условиях и почти без соблюдения техники безопасности.

ФОТОИСТОРИЯ 

Как создавалась подземка Бригада строителей — первопроходцев на собрании / Фото: prepress

1 мая 1972 года. К этому времени станция метро «Сокольники» проработала уже 37 лет. Она была открыта в 1935 году в составе первого пускового участка Московского метрополитена: «Сокольники» — «Парк культуры».

СПРАВКА

15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный Ряд» до «Смоленской». До января 1944 года метростроевцы возвели еще 25,5 километра линий столичной подземки.

ЦИФРА

13 километров линий метро построили в годы Великой Отечественной войны. К 1943 году был продлен Горьковский радиус. Годом позже метростроевцы завершили сооружение третьей очереди столичной подземки.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.