Эпоха реставрации. Старым картинам дают новую жизнь
В мастерской отдела «Масляная живопись» как в операционной: врачи-реставраторы воскрешают к жизни своих «пациентов». Они даже работают хирургическими инструментами. В руках художника-реставратора Сергея Леваева глазные скальпели, рядом — стоматологическая техника.
Склонясь над большим «Пейзажем» Густава Курбе из музея-усадьбы «Абрамцево», он очищает его от бумаги. Сергей уже второй раз реставрирует эту работу. В 2010-м, на завершающей стадии реставрации, она серьезно пострадала от пожара.
— Это психологически тяжело — дважды «ставить на ноги своего ребенка», — говорит Сергей.
В отдельной мастерской идет работа над «Натюрмортом с цветами и женской полуфигурой» Вербрюггена. Надежда Егорова — художник-реставратор масляной живописи первой категории — расчищает картину от старых записей, убирая более поздние слои краски.
— Когда мы сделали рентген, увидели, что поворот головы женщины имеет совсем другой ракурс, — рассказывает Надежда. — Спустя еще некоторое время открылся глаз, который пририсовали другие реставраторы. А настоящий авторский глаз кроется под множеством слоев. Когда все снимется, мы увидим подлинную картину. И это будет счастьем! Настоящая звезда центра — картина известного французского художника XVII века Жана Тасселя «Жертвоприношение Ифигении» из коллекции Государственного музея-усадьбы «Архангельское».
При пожаре в 2010 году она пострадала не только от огня, но и от воды, когда тушили здание. Специалистам центра достался белый прямоугольник, покрытый копотью. Лак на поверхности картины разложился и побелел, а все пигменты поменяли цвета.
На протяжении четырех долгих лет кропотливо, слой за слоем, работали реставраторы над холстом. Вскоре картина вернется домой, в усадьбу «Архангельское».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Надежда Кошкина, художник-реставратор высшей категории:
- Реставраторы — целители штучного искусства... В основном до нас доходят очень сложные работы, как правило, в аварийном состоянии. В 1990–1995 годах мы принимали пострадавшие картины из Грозненского музея изобразительных искусств. Некоторые из них были с вырезанными лицами, измяты, деформированы, изранены. Всего — 60 полотен из 500 найденных. Среди них — «Казначейша» Тропинина. Да... война не щадит никого и ничто.
СПРАВКА
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря был основан в 1918 году. За почти вековую историю центра трудами его сотрудников были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди них — фрески новгородских и владимирских храмов, соборов Кремля.