Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Актер Иван Агапов: Я за здоровое хулиганство на сцене

Общество
Актер Иван Агапов: Я за здоровое хулиганство на сцене
Актер Иван Агапов в жизни / Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Накануне нового театрального сезона журналист «Вечерней Москвы» побеседовала с актером театра «Ленком» Иваном Агаповым о его отношении к традициям и так называемым новым формам.

Первыми яркое комедийное дарование Ивана Агапова открыли его педагоги в ГИТИСе — режиссеры Андрей Гончаров и Марк Захаров, в театр к которому он пришел, будучи еще студентом.

— Иван, как же вам удалось попасть в «Ленком» в самый пик его расцвета, когда там работали Леонов, Пельтцер, Ларионов, Абдулов, Караченцов, Янковский, Броневой? Не страшно было предстать на показе перед таким худсоветом?

— А никакого показа не было. Я учился на третьем курсе у Марка Анатольевича, мне позвонили и сказали: «Приходите утром на служебный вход». Зачем — не объяснили. Пришел, сел на лавочку, в дверях появился Захаров, взял меня за руку и повел по лестнице куда-то вверх.

Мы оказались перед дверью в зрительный зал, где сидело полтруппы. «Вот этот студент будет нам помогать в выпуске спектакля «Поминальная молитва», — сказал Захаров, «забывший» меня предупредить. — Дайте-ка ему в руки текст». Вот так я и оказался на сцене рядом с Евгением Павловичем Леоновым, который играл Тевье-молочника. Видимо, от страха я сумел произнести какой-то текст прямо с листа. И меня взяли на роль Перчика в спектакль «Поминальная молитва», который я и сегодня считаю одним из величайших спектаклей русского репертуарного театра.

— Конечно, глупо было бы со стороны режиссеров, с которыми вы работали, не использовать ваш комедийный дар. Мне кажется, что даже Гамлет у вас вышел бы вполне комичным… Амплуа комедийного актера никогда «не жало»?

— Гамлета я не играл, но в одноименном спектакле у Глеба Панфилова сыграл Розенкранца. Конечно, по молодости очень хочется выпрыгнуть за рамки амплуа. Но с возрастом начинаешь смотреть правде в глаза и понимаешь, что глупо претендовать на роль графа Резанова в «Юноне и Авось». Хотя однажды некий кинорежиссер (а они в театры редко ходят) сделал мне комплимент. Я играл у него в фильме негодяя и мерзавца, и в конце съемочного периода он вдруг спросил: «А что-нибудь характерное, комедийное, ты можешь сыграть?» Я от неожиданности даже расхохотался, потому что всю жизнь до этих съемок только этим и занимался.

— В августе «Ленком» находится на каникулах, а вы вместо отдыха выпускаете антрепризную премьеру новой комедии «Святое семейство»?

— Спектакль этот поставил Роман Самгин — ученик Марка Захарова, который у нас в театре ставил «Город миллионеров» с Инной Чуриковой в роли Филумены и «Укрощение укротителей». «Святое семейство» — комедия, причем из тех, которые — на все времена. Я играю соседа, и в моей очень неоднозначной роли заложен интересный перевертыш. Комедия — вообще дело интересное, хотя и невероятно сложное.

— А как вы попали в эту профессию?

— Сколько себя помню, всегда в школе или лагере организовывал веселые вечера художественной самодеятельности. И даже поступил в Театр на Красной Пресне под руководством Вячеслава Спесивцева, показав этюд, в котором долго бродил по невидимому лесу, а потом с криком «Люди!» бросился на приемную комиссию. Комиссия оценила, и меня взяли.

— Во время спектаклей часто происходят курьезы, накладки, «маленькие комедии». У вас что-то подобное случалось?

— А как же! В «Фигаро» мы с Андреем Леоновым в очередь играли Керубино. Как-то на одном из первых спектаклей моему Керубино забыли повязать на руку ленту. А лента эта — сюжетообразующая. И вот я захожу в спальню Графини, засучиваю рукав и, видя округлившиеся глаза Александры Марковны Захаровой, понимаю, что никакой ленты у меня на руке нет. Но Графиня, не растерявшись, томно провела пальчиком по пустому месту: «Смотрите — лента!» Мы сыграли сцену с отсутствующей лентой так, что этого не заметил никто — даже Марк Анатольевич, сидящий в зале.

А потом была еще одна ситуация, когда мне позвонили утром и сказали: «Ты вечером играешь». — «Знаю». — «Но ты играешь не Керубино, ты играешь Садовника». Передать мандраж артиста в такие моменты трудно.

Это был какой-то феерический спектакль: Лазарев, Захарова, Певцов дружно отворачивались к заднику, чтобы не смотреть на меня: все давились от хохота.

Апофеозом стала сцена, когда мой герой должен играть на трубе. Игорь Фокин, исполнявший эту роль ранее, умел делать это замечательно, а я — нет. Сначала я самонадеянно попытался выдуть из трубы какие-то звуки, и когда это не получилось, отчаянно закричал: «Там-па-рапам!» В «Женитьбе Фигаро» я в разные годы переиграл всех, кроме Марселины: Керубино, Садовника, Судью, Доктора Бартало.

— Смешно. Какое место в вашей работе обычно занимает импровизация?

— Я работал рядом с таким большим мастером, как Александр Гаврилович Абдулов. Так вот у него вообще не было двух похожих спектаклей. Он жонглировал текстом, вечно что-то придумывал. Этому учишься, впитываешь. Театр вообще — дело живое.

Он напрямую зависит от того, какая погода на улице или политическая ситуация в стране. Вот у нас шел «Мудрец» Островского, где была фраза: «Вот мы куда-то идем, куда-то ведут нас. Но не мы не знаем, куда мы идем, не те, которые ведут нас». В девяностые годы зал в этом месте взрывался овациями, наступало братание.

Но были времена, когда на этих фразах в зале стояла гробовая тишина. В нашей профессии важно каждый вечер подключаться чувствами и нервами к тексту, а не просто отрабатывать спектакль. И тогда профессия становится чертовски интересной! Я вообще за здоровое хулиганство на сцене.

— А бывало такое, что текст забывали?

— Была смешная история, когда текст в нашей сцене забыл Евгений Павлович Леонов. Тевье-Леонов обычно спрашивал, указывая на меня, «что за паренек», «куда шагает», а «как там у вас в Киеве, чего добились». А тут — забыл текст и все.

И я вижу, как у Мастера в глазах загораются хитрые искорки, и после паузы он меня спрашивает: «А как там у вас с хлебом?» Я ошарашенно отвечаю: «Где?» А он мне: «Ну а откуда ты идешь?» — «Из Киева». Он мне: «Ну и давай дальше про Киев рассказывай». Так Мастер ловко обошел подводный камень и вырулил на прямую дорогу. Он вообще любил препятствия.

— Совсем как его герой-шофер из «Большой перемены», который говорил: «Жизнь — это дорога, то рытвина, то ухаб, но ехать надо».

— Именно. Леонов учил нас, молодых, что для артиста самый лучший момент, когда кто-то не вовремя выходит на сцену — тогда слетает наштампованность и партнеры начинают действовать по обстоятельствам. В такие моменты сразу становится понятно, у кого правильно выстроена роль, а у кого нет. В молодости артист мечтает о больших ролях, о славе, и только с годами начинаешь понимать, что истинное актерское счастье — это когда ты играешь на сцене с такими партнерами, как Леонов, Абдулов, Янковский, Броневой, Пельтцер. И какой это подарок судьбы — столько лет работать с Марком Анатольевичем. Это и опыт, и преемственность, и счастье.

— А вы ведь могли в свое время выбирать между театром Захарова и театром Гончарова, в котором тоже играли с третьего курса. Почему же вы пошли работать именно в «Ленком», а не в Маяковку?

— Захаров и Гончаров — режиссеры очень разные, но всегда говорили об одних и тех же вещах, борясь с «лицедейством» в плохом смысле этого слова. У Гончарова был яркий, эмоциональный, пестрый, кричащий театр. У Захарова театр стильный, ироничный. К тому же я принадлежу к тем артистам, которые закрываются, когда режиссер на них повышает голос, а у Гончарова была манера шумной режиссуры. Сейчас-то я сам, будучи режиссером, понимаю, что есть актеры, на которых полезно кричать, тогда у них загорается глаз и они начинают творить. Но я из другой породы: если на меня кричать, то я впадаю в ступор. Поэтому и выбрал интеллигентный «Ленком».

— Вы преподаете в Институте современного искусства. Что вы ставите со своими студентами?

— Последний раз замахнулся «на Вильяма нашего, на Шекспира», на его «Ромео и Джульетту». С одной стороны, мои герои — современные, с другой — без мобильных телефонов. Хотелось доказать, что Шекспир вовсе не архаичный автор, и его необязательно играть в лифте или на мотоциклах.

Я вообще не люблю так называемые новые формы, когда меня в театре начинают трогать руками, куда-то вовлекать. Хотя режиссеры у нас на курсе этим пользовались. Я пытаюсь своих студентов учить тому, чему учили меня, чтобы существовала какая-то преемственность поколений. Их по молодости, конечно, тянет на авангард. Я не запрещаю, но настаиваю: раз написано у Чехова или у Гоголя — «комедия», то извольте поставить так, чтобы было смешно. И в то же время не пошло. И вот это оказывается совсем непростым делом.

ДОСЬЕ

Родился в 1965 году в Москве. С 1989 года — актер театра «Ленком», где зрители могли видеть его в 27 спектаклях. Режиссер популярных сериалов «Папины дочки» и «Кровинушка», сценарист «Танго втроем» и Новогодних огоньков на канале ТВЦ. В фильмографии актера более 170 ролей, в том числе в таких фильмах и сериалах, как «Убить дракона», «Дальнобойщики», «Даун Хаус», «Вольф Мессинг» и других.

Читайте также: Марк Розовский: Любой эпатаж — признак непрофессионализма и шарлатанства

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.