Как не стать жертвой мошенников «из банка»
Случаи телефонного мошенничества, связанные с банковскими картами и денежными переводами, участились в столице. Корреспондент «Вечерней Москвы» решил разобраться, как это происходит. А главное — что делать, чтобы не оказаться на удочке преступников.
Моему знакомому Алексею Бакуленко звонили с неизвестного ему городского номера. Мол, это служба безопасности Сбербанка, которая зафиксировала попытку перевода с карты клиента на счет некоего гражданина Ярышкина. Знает ли он такого?
— Получив отрицательный ответ, барышня уведомила меня, что отменяет перевод, и принялась рассказывать о мерах кибербезопасности. В частности, о том, что в крупных сетевых магазинах лучше не пользоваться картой, а переходить на наличку! — поделился Алексей. — Чтобы обезопасить ваш счет, давайте еще раз все проверим. Назовите номер вашего договора или любой из принадлежащих вам карт нашего банка.
На справедливую реплику, что эти данные у них и так есть, а входящий номер телефона не похож на принадлежащий конкретному учреждению, девушка тут же бросила трубку.
— Общается дама очень убедительно и вполне может навешать лапши на уши человеку подоверчивей. Будьте бдительны, камрады! — добавил Алексей Бакуленко.
Что же могло произойти дальше, не брось лжезащитница простых граждан трубку и не задай мой знакомый ей этого вопроса?
Получив номер карты, мошенники якобы будут пытаться переводить вам деньги или «блокировать» операцию. Вероятнее всего, попросят перевести 10 рублей на какой-то счет. Если у вас подключены услуги онлайн, придет код по СМС — его мошенники тоже попросят назвать. Как только вы это сделаете, все деньги с вашей карты спишут. И вернуть их уже не получится, так как вы нарушили главное правило — не разглашать никому информацию для перевода средств. Даже работникам банка, которые, кстати, никогда не затребуют данные по карте или договору, а тем более цифры в СМС.
Вторая из популярных «разводок» заключается в том, что на ваш гаджет сначала приходит сообщение: «Зачислено 200 рублей». Или иная сумма. Затем поступает обращение: «Простите, по ошибке перевела вам. Мужу уже положила, не могли бы вы вернуть?». Если вникнуть, станет ясно, что текст о пополнении счета отправлен не с сайта сотовой компании, а с непонятного номера. В этом легко убедиться, проверив баланс, — он остался прежним. Трюк рассчитан на невнимательных и доверчивых.
Другой вариант, тоже весьма распространенный, касается ситуации, когда человек выставил свой товар на интернет-площадке на продажу. Некий клиент собирается его купить, то вот незадача: сейчас у него нет всей суммы, а вещь ну очень необходима. Он клянется и божится, что переведет деньги совсем скоро. А пока — вышлет задаток, чтобы вы никому другому не отдали шкаф, фотокамеру или холодильник. Просит сообщить ему номер карты и войти в систему, а затем — вот как хорошо у нас все получается — и код, полученный вами по СМС. Наконец мошенник лихо снимает всю наличность. И опять винить некого. Деньги пропали.
Мнение эксперта
Юрист Александр Толмачев:
— Граждане должны помнить, что абы кому их средства никто не выдает. При получении банковской карты каждому объясняют, что ни пин-код, ни три цифры на обороте третьим лицам передавать нельзя. Но, пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки, как пелось в известной детской песенке. Самая популярная «разводка»: вам звонят и предупреждают, что ваша карта заблокирована. И опять же жаждут узнать ее номер. Причем строгий голос «службы безопасности банка» желает немедленного выполнения команды, — предупредил эксперт.
Дальше уже дело техники. Очередная просьба мошенников — поделиться CVV/CVC кодом — он на обороте пластика. Как только он известен, мошенник немного тянет время, не прерывая разговора, и параллельно снимает деньги.
Так что не забывайте про инструкции специалистов и сохраняйте бдительность при общении с незнакомыми людьми. Это залог вашего финансового благополучия.
Читайте также: Горожан учат управлять деньгами