Ваучерам — 27 лет: кто на самом деле их придумал и как ими распоряжались советские люди
1 октября 1992 года в нашей стране началась выдача ваучеров — россияне смогли почувствовать себя «акулами капитализма» и попробовать себя в роли инвесторов. Правда, получилось это не у всех. «Вечерка» вспоминает важную веху в истории страны.
Эти необычные бумажки для подавляющего большинства бывших советских людей были чем-то совершенно неведомым. Само слово «ваучер» (от англ. voucher — расписка, поручительство) было абсолютно новым и не вызывало никаких ассоциаций.
— Идея проведения именно ваучерной приватизации принадлежала не мне, не Анатолию Чубайсу (председатель Госкомимущества — прим. «ВМ») и не Егору Гайдару (министр экономики и финансов РСФСР — прим. «ВМ»). За нее выступали большинство депутатов Верховного совета. В результате нее те директора предприятий, которые были назначены обкомами партий, становились полновластными хозяевами заводов. Часто директора специально не платили людям зарплату, чтобы скупить у них ваучеры. Став хозяевами предприятий, они, как правило, продавали производство и уезжали за границу. В Московском районе Санкт-Петербурга, от которого я избрался депутатом в Верховный совет, вообще все предприятия были проданы на металлолом. Я выступал с инициативой провести приватизацию по примеру Германской Демократической Республики, когда акции предприятий продавались крупным зарубежным компаниям с условием увольнять не больше трети сотрудников, производить конкурентную продукцию. Но депутаты восстали против. «Как! Продать народное добро иностранцам!» В итоге получили то, что получили, — рассказал бывший председатель подкомитета по приватизации в Верховном совете Петр Филиппов.
В идеале государство желало сразу создать много частных собственников, когда предприятия приватизируют сами же работники.
«На ваучер можно будет приобрести две «Волги», — убеждал Анатолий Чубайс.
Перспективы открывались просто волшебные, особенно для наивных бывших советских людей. Можно было купить акции какого-нибудь предприятия. Однако на практике эта схема сразу начала давать сбои: оказалось, что выкупить акции могут только сотрудники предприятий.
Еще один вариант: продать в какой-либо инвестиционный фонд и получить сразу же за него живые деньги.
Сумма была равна примерно тысяче рублей в современном эквиваленте. Часто у подъездов или в транспорте можно было услышать такой диалог: «А что ты с ваучером своим сделал?» — «Да я его пропил!»
Конечно, никакие «Волги» люди не получили.
Женщины распоряжались ваучерами по-хозяйски: покупали одежду детям на зиму, некоторые бытовые, но недорогие предметы, продукты. Распоряжались как умели.
А сказка, которую обещали людям, былью не стала. Точнее — не для всех.
Пирамиды обманули
Активно сначала ваучеры, а потом и деньги наши сограждане вкладывали в финансовые пирамиды.
1) «МММ». Больше всех, по подсчетам экспертов, тогда заработала легендарная «МММ»: 20 триллионов прибыли, 10 миллионов обманутых.
2) «Русский дом Селенга». Руководству этой пирамиды удалось «нагреть» 2,4 миллиона человек на 2,8 триллиона рублей.
3) «Хопер инвест». Замыкает тройку антилидеров с 2,6 триллиона рублей прибыли и 4 миллионами жертв.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Нечаев, министр экономики России в 1992–93 годах:
— Свой ваучер я вложил в Московский нефтеперегонный завод. Потом продал акции за сумму, которая меня миллионером отнюдь не сделала. На самом деле, у ваучера не было строго определенной стоимости. Цена его определялась тем, куда он был вложен. Если это были нефтедобывающие компании, то можно было получить какую-то прибыль, а если в какой-нибудь приватизационный фонд — деньги пропадали.
Читайте также: Москвичам дали советы, как обезопасить себя от телефонных мошенников