Политолог Александр Рар: Бизнес в Германии больше всех хочет восстановить отношения с Москвой
Вице-председатель бундестага Вольфганг Кубики в эфире телеканала ZDF заявил, что без помощи России не произошло бы падения Берлинской стены. Незадолго до этого немецкая газета Der Tagesspiegel опубликовала материал о желании жителей бывшей Германской Демократической Республики сблизиться с Россией.
«Вечерняя Москва» пообщалась с немецким журналистом-международником Александром Раром и выяснила, чем обусловлен дружеский настрой политических элит Берлина.
— Александр, насколько доходящие до нас высказывания политиков о стремлении к нормализации отношений с Россией соответствуют реальной картине дня?
— Все зависит как от региона, так и от конкретного человека. Действительно, Германия — одна из тех европейских стран, в которых действует очень мощное пророссийское лобби в положительном смысле этого слова. И очень значительная часть политической элиты считает, что нужно нормализовывать двусторонние отношения.
— Так в чем проблема? В том, что Германия в этом вопросе не может действовать как суверенное государство.
— Это часть Европы, а значит, общая политическая повестка дня должна формулироваться с учетом интересов других. Поляки, прибалты, некоторые другие народы всегда пытаются остановить Германию, пользуясь аргументом, что за их спиной разговоры с Россией вести не стоит. На востоке Германии действительно выступают за снятие санкций. Есть такие позиции и на Западе. Но вместе с тем нельзя забывать про очень мощную партию «Зеленые», которая хочет наказать Россию за нарушение прав человека. А некоторые и просто считают, что Германия должна ориентироваться преимущественно на Америку.
— Обычные люди как-то внешнюю политику обсуждают?
— Подавляющая часть хочет нормализовать отношения с Россией. Но в элитах мнение абсолютно неоднозначно. Есть и антироссийские тенденции у тех, кто поддерживает проамериканскую точку зрения. Считается, что интересы маленьких народов Германии ближе и дороже, чем отношения с Россией.
— Что вещает телевидение?
— СМИ, к сожалению, очень негативно настроены в отношении России. Там работают журналисты, которые занимаются очень односторонним освещением дел. СМИ у нас — четвертая власть. Они вполне могут влиять на политиков, в определенной степени влиять на повестку дня. Политики могут чего-то попросту не сказать, боясь, что их потом не так транслируют в прессе. А в остальном — пишут почти одно и то же.
— Обычно в дружбе больше всего заинтересован бизнес…
— Бизнес действительно очень много потерял из-за санкций и больше всех хочет восстановить отношения с Москвой, считая российский рынок очень перспективным. Да, компании лоббируют снятие санкций. Но, к сожалению, бизнес в Германии в беде. В отличие от пары десятков лет назад, немецкая экономика полностью в подчинении у политического диктата.
— Какой бы вы дали прогноз? В конечном итоге Западная Европа и Россия сплотятся.
— Со временем понимание, что мы сидим в одной лодке, начнет доминировать. К тому же сейчас, например, обсуждается сотрудничество в мире Востока. Меркель уже говорит про свои планы, Эммануэль Макрон в преддверии саммита G7 выступил с заявлением.
СПРАВКА
Александр Рар — немецкий журналист. Изучал историю Восточной Европы, новейшую историю и политологию в Мюнхенском университете. Заместитель председателя Совета российской экономики в Германии. Научный директор Германо-Российского форума.
Читайте также: Сергей Карякин: Стать чемпионом мира по шахматам — этот путь для единиц, но его может пройти каждый