Психиатр рассказал, как понять, что вы сходите с ума
10 октября во всем мире отмечают День психического здоровья. В честь этого события жители столицы смогут получить бесплатную консультацию от специалистов Московской психиатрической службы. «Вечерняя Москва» решила выяснить, какие заболевания сегодня считаются самыми распространенными и как понять на ранних стадиях, что с вами что-то не так и вы сходите с ума. Об этом рассказал врач-психиатр, психотерапевт высшей категории Александр Федорович.
— Я думаю, все заболевания стоит разделить с точки зрения распределения проблем по территории нашей страны — на то, что характерно для мегаполиса, и то, что для периферии, то есть населенных пунктов, выходящих за рамки столицы региона. Они, конечно, спокойнее, чем Москва, Питер, но заболевания для них будут характерны те же, и лидер среди них — стрессовые расстройства. Стресс в принципе бич любого крупного города. Самая привычная ситуация, к которой он ведет, — психосоматические расстройства, когда психика не справляется с постоянной нагрузкой. Это и гипертония, и язвенная болезнь желудка, астма, проблемы щитовидной железы, аллергия. В отдаленных поселениях стресса, конечно, будет меньше. К моей боли как психиатра, самое распространенное на периферии — алкогольная зависимость. Регионы спиваются. Если в мегаполисах проблемы с большим инфопотоком, то там, наоборот, отсутствие рабочих мест, учебных заведений для молодежи, пространств для формирования семейной ячейки.
— Какие тяжелые заболевания сегодня распространены шире всего? Шизофрения?
— На самом деле независимо ни от чего количество лиц, страдающих шизофренией, в среднем одинаково и, по данным разных регионов, варьируется от 1,5 до 2,5 процента в популяции. Также, по статистике, имеет место колоссальный рост депрессивных расстройств, но, честно говоря, таким исследованиям я не особенно верю, потому что сегодня это довольно популярный момент. Любой, кто хоть раз вбивал в поисковик «что-то мне грустно», моментально узнавал, что у него депрессия. Это ненаучная и непрофессиональная тенденция, которая лоббируется различными фармкомпаниями — психотропы и антидепрессанты сейчас популярны как никогда. Депрессию теперь не ставит только ленивый, причем распространилось это на врачей всех специальностей. Это категорически неверно. Это гипердиагностика. Под такой симптоматикой могут скрываться и невротические расстройства, и астенические реакции. По данным Советского Союза, от депрессии страдало примерно 10 процентов населения, и я скорее бы поверил этим данным. Сегодня подобная статистика — вторая по точности после астрологии.
— А если заболевание настоящее? Не придуманное ни врачами, ни самим пациентом. Как понять, что с вами что-то не так, что вы потихоньку сходите с ума и пора обращаться к специалисту?
— Я бы начал говорить о том, как заниматься самодиагностикой не с того момента, когда нужно в спешке собираться и укладываться в клинику, а о более ранних проявлениях, на которые у нас, к сожалению, не принято обращать внимание. Это нарушение сна, причем как в сторону укорочения, так и в сторону удлинения, нарушение пищевого поведения — тоже в обе стороны, повышенная усталость, пониженный иммунитет. То есть не когда человек, например, заболевает ангиной, а когда наблюдаются постоянные мелкие заболевания: насморк, горло, слабость, вялость, леность. Некоторые психологи еще называют это прокрастинацией. Они вообще придумали массу абсурдных названий и симптомов, не отражающих сути явлений. Как говорил мой приятель: «Каждый суслик в поле — агроном». Так и здесь — у каждого должен обязательно быть свой синдром. На самом же деле, обратить внимание стоит на ту симптоматику, которую я указал, не придумывая ей новых названий. Это четкие маркеры того, что с организмом что-то не так — он дает сигналы в мозг, пытаясь заставить его работать. Особенно этому подвержены мужчины. В таких ситуациях следует попрать социальные нормы, потому что нам ведь часто говорят не распускать сопли, что все это ерунда, нами самими придуманная. Но здесь спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
— Я, например, нашла у себя все перечисленные симптомы. Куда теперь бежать?
— Я бы начал с простого. В первую очередь следует проанализировать свой жизненный график, прикинуть, сколько времени уходит на сон, на работу. Второе — очень банальный момент здоровья. Начинаем правильно питаться, включаем в режим дня обязательные минимальные физические нагрузки — я ни в коем случае не говорю, что нужно бежать в спортзал и становиться айронменами, просто небольшая нагрузка в течение 3–5 минут, но ежедневная. Также необходимо взвесить свое отношение к жизни вообще, найти то, что доставляет удовольствие. Если все это уже сделано, отправляемся к соматологам. Но за ними нужно следить — если видите, что условный гастроэнтеролог выписывает вам феназепам, пишет какой-то неясный диагноз, не направляя при этом к психотерапевту, врача стоит сменить.
— Скажите, насколько люди, страдающие тяжелыми психическими заболеваниями, могут адекватно функционировать в обществе?
— Это очень тяжелый вопрос. Такие люди находятся на стыке медицины, юриспруденции и социума. К сожалению, у нас абсолютно не отрегулировано правовое поле, что не позволяет психиатрам оказывать помощь в достаточном объеме. С точки зрения социума до сих пор живут и плодятся мифы о карательной психиатрии. Со стороны юриспруденции мы не можем даже вызвать на осмотр человека, который стоит на учете. Более того, обязаны спустя какое-то время его с этого учета снять. Ситуация настолько сложна, что иногда человек просто не может получить помощь, мы начинаем работать уже постфактум, когда приключилась трагедия. Институт психиатрии в этом отношении развален, и восстанавливать его крайне сложно. Человеку, страдающему от серьезных недугов, чаще всего остается надеяться только на помощь друзей, родных и близких, им необходима эта поддержка, только с ней у пациента есть шанс. Без нее он практически отсутствует.
Читайте также: Психолог пояснил, связаны ли измены мужчин с проблемами на работе