Андрей Бочкарев: Набранные темпы строительства автомагистралей в Москве сохраним
21 октября в Департаменте строительства Москвы сообщили, что создание автомобильной эстакады, соединяющей Третье транспортное кольцо и будущую Юго-Восточную хорду, планируется завершить в 2022 году. Уже сейчас идет проектирование, начались подготовительные работы по возведению новой эстакады. О том, каким будет хордовое кольцо столицы, в интервью «Вечерней Москве» рассказал руководитель Департамента строительства города Андрей Бочкарев.
В ближайшие пять лет в Москве построят и реконструируют 500 километров дорог. Мегаполис намерен сохранить позиции мирового лидера в создании удобной дорожно-транспортной инфраструктуры. О главных проектах в этой сфере в интервью «ВМ» рассказал руководитель столичного Департамента строительства Андрей Бочкарев.
— Андрей Юрьевич, кажется, что в Москве уже построены все необходимые развязки и проложены нужные трассы. Тем не менее стройка новых магистралей продолжается. Какие главные проблемы в транспортной сфере удалось решить за последние годы и что еще предстоит сделать?
— За восемь лет нам удалось завершить самые тяжелые стройки. Среди них — реконструкция развязок на Московской кольцевой автодороге. Это были главные проблемные участки: здесь часто возникали заторы, причиной которых служили так называемые бутылочные горлышки — места пересечения сразу нескольких потоков машин на клеверных развязках. Как итог — аварии, многочасовые пробки. За прошедшие годы проделана колоссальная работа по реконструкции развязок, к которым добавили эстакады, направленные съезды и выезды на прилегающие улицы.
В результате МКАД поехал быстрее, число аварий существенно поубавилось, автомобилистам проще добираться до нужной точки. Нам еще предстоит завершить работы по реконструкции шести развязок, но это дело ближайших лет. Так, обновление получат пересечения МКАД с улицами Верхние Поля, Липецкая, Капотня, с Алтуфьевским и Осташковским шоссе — по ним сейчас ведутся проектно-изыскательские работы. Активно ведутся работы по реконструкции развязки МКАД — Волоколамское шоссе.
— Помимо Московской кольцевой автодороги, в городе были и другие проекты за эти годы. Какие удалось завершить?
— Было реконструировано Варшавское шоссе в районе Подольска, созданы районные связки и фактически завершено сооружение Северо-Западной хорды. В составе этой магистрали остался Карамышевский мост, который скоро будет введен в эксплуатацию. Строители уже завершили монтаж пролетного строения, уложили первый слой асфальтобетонного покрытия. Ведутся работы по сборке барьерных ограждений, установке опор наружного освещения. Параллельно ведется благоустройство прилегающей территории. В целом работа по созданию Северо-Западной хорды была проделана колоссальная. Чего только стоило строительство Алабяно-Балтийского тоннеля. Автомобилисты долго ждали его открытия. Раньше выезд с улицы Алабяна на Большую Академическую занимал из-за пробок от 28 до 40 минут, теперь — полторы-две. Но это только один пример, подвигов у строителей московских дорог предостаточно — каждый объект в городе уникален, а сложностей при его создании возникает немало.
— Например?
— Москва — плотно застроенный город. Нужно и коммуникации переложить, и от самостроя на пути избавиться, и геологию учесть, чтобы те же мосты и эстакады прослужили как можно дольше. Да и работать строителям приходится круглосуточно в три смены — задерживать ввод дорог нельзя, их открытия всегда ждут десятки и сотни тысяч москвичей. Поэтому за прошедшие годы у столицы рекордный ввод дорожных объектов.
Как отмечал мэр Москвы Сергей Собянин, с 2011 по 2019 годы было построено 878 километров дорог и 262 искусственных сооружения — мосты, эстакады, тоннели — и 225 пешеходных переходов. Это 20 процентов от общей протяженности городских магистралей. По темпам ввода новых дорог российская столица уступает только Пекину, но превосходит Нью-Йорк, Лондон и Токио. Таковы результаты исследования, подготовленного компанией PwC. И набранные темпы — прокладывать по 100 километров трасс каждый год — город сохранит. За пять лет в Москве появится более 500 километров дорог.
— Андрей Юрьевич, на каких проектах сделан акцент в настоящее время?
— Создание хордовых магистралей. Сейчас сконцентрированы на Северо-Восточной хорде. Фактически трасса соединит крупные автомобильные магистрали северо-восточной части города — Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе, снизив транспортную нагрузку на центр, Третье транспортное кольцо и МКАД. Готова эта магистраль на две трети. Остались самые трудные участки на северо-востоке, которые соединят Ярославское и Дмитровское шоссе. Трасса проходит через большое количество промышленных зон и занятых территорий, нам придется строить много эстакадных сооружений. В этом главная сложность данного отрезка. Северо-Восточная хорда войдет в состав хордового кольца, которое включает еще три магистрали: Северо-Западную, Юго-Восточную хорды и Южную рокаду.
— Какие работы идут на остальных участках нового дорожного кольца?
— Если говорить о Юго-Восточной хорде, то здесь мы проходим этап подготовки проектно-сметной документации, в скором времени выйдем и на ее строительство.
Сама хорда пройдет через 10 районов Москвы: Нижегородский, Рязанский, Текстильщики, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Западное, Чертаново Центральное, Чертаново Южное с выходом в Северное Бутово. Магистраль пересечет Рязанский проспект, Волгоградский проспект, Каширское шоссе, Липецкую улицу, Варшавское шоссе, пройдет через 35-й километр МКАД и выйдет на магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
Формирование этой скоростной магистрали имеет большое значение не только для жителей юго-востока города, где транспортное напряжение не ослабевает даже ночью, но и играет важную роль для развития планировочной структуры города.
Первый этап создания Юго-Восточной хорды включает строительство участков от Северо-Восточной хорды до Москвы-реки. С учетом планируемого строительства трассы Южной рокады от Балаклавского до Пролетарского проспекта и от Пролетарского проспекта до улицы Каспийская появится замкнутый транспортный контур.
— Как Юго-Восточная хорда пройдет дальше?
— Юго-Восточная хорда длиной 28 километров (строительная длина — более 80 километров) соединит шоссе Энтузиастов, Рязанский проспект, Третье транспортное кольцо, Волгоградский проспект, улицы Шоссейную, Каспийскую, Подольских Курсантов, Липецкую, МКАД и придет в Троицкий и Новомосковский округа. Внутри МКАД трасса хорды пройдет через районы Нижегородский, Рязанский, Текстильщики, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Западное, Чертаново Центральное, Чертаново Южное.
Всего предусмотрено создание 50 искусственных сооружений, в том числе 39 эстакад, четырех мостов, пяти путепроводов и двух тоннелей, а также 13 пешеходных переходов.
Строительство Юго-Восточной хорды разделено на 10 участков.
— А рокада?
— Южная рокада призвана соединить крупные автомобильные магистрали города — Московскую кольцевую автодорогу, Кутузовский, Мичуринский, Ленинский, Пролетарский проспекты и проспект Вернадского, Профсоюзную улицу, Варшавское, Каширское шоссе и Люблинскую улицу. Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца.
Первый участок Южной рокады от Рублевского шоссе до Балаклавского проспекта уже сдан.
Здесь было построено почти 20 километров дорог, две эстакады — на пересечении Мичуринского проспекта с улицей Лобачевского и на пересечении Рублевского шоссе с улицей Маршала Тимошенко и Осенним бульваром. Для пешеходов построили семь подземных и один надземный переход.
Ведется строительство второго участка Южной рокады от Балаклавского до Пролетарского проспекта. Он соединит между собой Варшавское и Каширское шоссе, перераспределит транспортные потоки и разгрузит Пролетарский проспект, Каширское и Варшавское шоссе. Кроме того, обеспечено транзитное движение по Варшавскому шоссе в районе пересечения с Балаклавским проспектом.
— Учитывался ли при проектировании и строительстве хордового кольца опыт других городов? Насколько нужна Москве бессветофорная трасса?
— На большей части хордового кольца движение будет действительно без светофоров. Но иногда и светофор необходим, чтобы не было избыточных скоплений транспорта в одной точке. Да и в Москве несколько лет как действует «умная» система, которая анализирует ситуацию и тут же начинает переключать светофоры, чтобы упорядочить поток автомобилей.
Конечно, мы изучали опыт мировых мегаполисов, лучшие практики старались в чем-то перенять. Но все большие города разные, у каждого мегаполиса свои особенности, несмотря на, казалось бы, общие транспортные проблемы. Для Москвы мы выбрали комбинированное решение, которое было бы оптимальным в наших условиях, исторически сложившихся более трех веков назад.
Посмотрите на Москву — город исторически строился от центра. И это накладывает существенные ограничения на ряд больших строек.
Поэтому решение по созданию хорд мы считаем абсолютно правильным.
ЦИТАТА
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— В ближайшие годы нам предстоит построить еще 500 километров городских автомагистралей. Это огромные объемы. Конечно, их трудно сопоставлять с дорогами, которые мы прокладываем в чистом поле, но в городской среде, в городе строить такие объемы тяжело — в основном это сложнейшие инженерные сооружения, тоннели, эстакады, путепроводы. Крайне сложный проект в такой динамике не реализуется практически ни в одном городе мира.
ЦИФРА
127 километров дорог было построено в прошлом году. Это рекордный объем ввода новых объектов.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
На масштабное дорожное строительство из бюджета города выделяются большие средства. Это позволяет столице ежегодно строить не менее 100 километров трасс, десятки сложных транспортных сооружений, рекордными темпами расширять систему метро, интегрировать в городскую сеть железнодорожный транспорт, развивать программу транспортно-пересадочных узлов.
Голландская фирма TomTom занимается GPS-навигацией и мониторингом трафика в разных городах мира. По результатам ее исследования с 2012 года загрузка дорог в Москве уменьшилась на 25 процентов.
Но российская столица пока входит в десятку загруженных мегаполисов мира, занимая восьмое место. По данным городских властей, средняя скорость движения на основных магистралях столицы в 2018 го ду по сравнению с 2010 годом выросла на 18 процентов, до 53 километров в час.
ТОП-5 ОБЪЕКТОВ 2019 ГОДА
Развязка МКАД с улицей Генерала Дорохова
Реконструкция развязки на пересечении улицы Генерала Дорохова с МКАД началась в феврале 2018 года и закончилась раньше срока. Здесь построили 5,5 километра дорог. Развязка дает начало Южному дублеру Кутузовского проспекта.
Совмещенный тоннель под Калужским шоссе
Ширина всего участка почти 100 метров. Он разделен на 5 тоннелей: посредине — для движения поездов метро. По обе стороны — тоннели магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Еще два тоннеля — съезд и выезд с Калужского шоссе.
Развязка МКАД с Бесединским шоссе
В начале сентября на этой развязке открыли 4,6 километра дорог. Для водителей доступны съезд с внешней стороны МКАД на Бесединское шоссе в сторону центра, путепровод с подходами на пересечении МКАД с Бесединским шоссе, съезды и выезды с двух магистралей.
Мост над Карамышевским спрямлением Москвы-реки
Пролетное строение моста монтировалось путем надвижки. Его протяженность — 600 метров, он обеспечит движение по трем полосам в каждом направлении. Пропускная способность данного участка дороги вырастет до 30 процентов.
Новый мост через Кожуховский затон
Здесь расположено старое русло реки, глубина воды более 9 метров, столько же метров иловые отложения. Чтобы поставить опоры моста на твердую почву, пришлось углублять сваи на 40 метров. Общая длина моста — 680 метров.
Читайте также: Андрей Бочкарев: За пять лет столичные метростроевцы возведут полсотни станций