Дмитрий Певцов: То, что появляется сейчас на сцене, — это издевательство над зрителем
У Дмитрия Певцова для встречи с журналистами накопились причины. Целых две. Во-первых, тридцатипятилетие творческой деятельности, а во-вторых, презентация новой программы «Музыкальные шедевры советского кино», которую народный артист приготовил к юбилею. Он выступит с ней 2 и 3 ноября в Кремле.
На пресс-конференцию Певцов пришел не один, а с женой Ольгой Дроздовой, которая заведует постановочной частью шоу. Артист ответил и на вопросы журналиста «Вечерней Москвы».
— Вы не выглядите на тридцать пять лет творческой деятельности. Только на двадцать пять!
— А если мне дать поспать, то и еще лучше (улыбается).
— Каково это — чувствовать, что ты уже тридцать пять лет на сцене?
— Прежде чем начать отвечать, хотел бы объяснить присутствие моей супруги. Она имеет самое прямое отношение к программе в Кремле. Именно она много лет назад сказала мне: «Иди пой!». Сначала мы сделали комнату со звукоизоляцией, потом были замечательные педагоги — от джазовых до консерваторских. После пришлось мне идти петь в люди. Что касается возраста, я его не чувствую. Я счастливый человек: благодаря моей жене время идет так незаметно, что я не сознаю, сколько лет прошло — двадцать, тридцать пять. Идея концерта связана не с возрастом, а с новым способом поговорить со зрителем.
— А почему вы посвятили программу именно советским песням?
— Я сам себе не так интересен как творческая личность. Я прекрасно понимаю, что буду работать на сцене, пока смогу. Но мне много лет уже не интересны мои успехи. Что я там сыграю, как и где — меня это мало волнует. Мне интереснее разговаривать с людьми о том, что мне дорого. Я выбрал музыкальные шедевры советского кино, потому что, во-первых, часть из них мы уже играли на концертах, во-вторых, я собрал именно шедевры. Если взять период, допустим, с шестидесятого по восьмидесятый год — кино, которое снималось в Советском Союзе, и сравнить его с фильмами последних двадцати лет, «новички» проигрывают. Я понимаю, что новое российское кино только вставало на ноги, но количество шедевров несравнимо. Кроме того, советское наследие — это очень интересный пласт культуры, который создавался в эпоху тотальной цензуры. Ничего было нельзя, но рождались великие произведения.
— Что мы увидим в Кремле?
— Рассказывать нам запретили, потому что процесс подготовки еще идет. Хочу добавить по поводу песен. Авторы использовали эзопов язык и зашифровывали многие смыслы в свои тексты. И сегодня мы слушаем их как послание из того времени. Некоторые композиции — практически христианские молитвы, а в других — строки из Писания. На концерт повлиял уход Марка Анатольевича (Захарова — прим. «ВМ»). Почему-то мы поначалу забыли включить в программу песни из его фильма «Обыкновенное чудо», теперь мы исправили упущение. Оба концерта мы посвятим памяти Марка Анатольевича: 7 ноября у него будет сорок дней.
— В анонсе концерта есть фильм «Бандитский Петербург». Это ведь не советское время.
— Фильм снимался в 1999 году, но Владимир Бортко для меня — абсолютно советский режиссер. Он точно снимал не на потребу дня часть «Адвокат», в которой мы с Ольгой сыграли. Когда он нас вызвал на пробы, сказал: «Я хочу снять фильм о любви». И эта картина выгодно отличается от других серий, где детектив, бандиты, милиция и так далее… При этом музыка из этого кино такая востребованная, что на всех концертах она стоит у нас предпоследним номером.
— А какой у вас любимый советский фильм и песня?
— Любимейшие фильмы — «Тот самый Мюнхгаузен» и «Старший сын». И, кстати, серьезное отличие советского кино от нынешнего: было огромное количество популярных артистов, и существовало несколько человек — любимцев. Сейчас таких почти нет. Это связано с тем, что профессия девальвировалась. В приоритете успех, деньги, яхты и так далее. Раньше артисты отдавали любовь, душу, это не было зарабатыванием денег, хотя они тоже трудились небесплатно.
— А как девальвировалась профессия, по вашим ощущениям?
— Я помню, когда я пришел в «Ленком». Спектакль заканчивался, стояли человек 20–30 и ждали Абдулова или Караченцова. Сейчас — ну, один-два человека просят сделать селфи. Я чувствую это в институте по студентам, которые хотят в профессию попасть, а потом убегают, сталкиваясь с тем, как много приходится работать, не спать. Прежние поколения трудностей не боялись. Да и сам конкурс в театральные институты в десятки раз меньше, чем раньше. Потому что есть другие способы заработать и хорошо жить.
— Вы согласны с мнением Марка Захарова, который однажды о вас сказал: «Лучше всех понял Певцова Глеб Панфилов»? Расскажите о своем сотрудничестве с Панфиловым. Все-таки три фильма, два спектакля, в том числе «Гамлет» и «Аквитанская львица».
— Марк Анатольевич, мне кажется, тоже меня хорошо понимал и очень душевно ко мне относился. Я помню, он раза два за все годы, что я работал в «Ленкоме», называл меня Дима, а это особая нежность. Ко всем в театре он обращался по имени и отчеству. Не только к артистам. Когда умер мой отец, Марк Анатольевич в каком-то смысле мне его заменил. Приглашал к себе в кабинет, мы обсуждали с ним, куда мне дальше двигаться в профессии. А Глеб Анатольевич для меня — шаман. Он что-то такое правильное умеет сказать, что реагируют даже не мозги, а весь актерский организм, и роли получаются. В картине «В круге первом» мы с Ольгой играли супругов. Кто не знает: моя жена — хулиган, импровизатор и абсолютно режиссерские мозги. Так вот Глеб Панфилов как талантливый и мудрый человек практически все предложения Ольги принял, обдумал и включил в фильм. И даже Солженицын утвердил изменения, которые она внесла в своего персонажа.
— В чем недостатки современного российского кино?
— Сейчас стало все можно, цензуры нет. Делай что хочешь. Но получается, что либо сказать некому, либо не о чем, либо не умеют. Хотя нет, умеют: снимают экшен-фильмы не хуже, чем в Голливуде. Или снимают «Левиафан» — плохое документальное кино. Снять картину, в которой ты будешь говорить о добром, светлом, радостном, о любви, сложно, если этого нет внутри, если ты не любишь людей, к которым обращаешься. Зато фильмы о том, как все в России ужасно, очень любят на Западе. Это легкий способ получить премию. Такая проблема существует не только российского кино, но и в шоу-бизнесе, в театре. То, что появляется сейчас на сцене, — это издевательство над зрителем. Но цензуры не должно быть.
— Какие музыканты сегодня вас вдохновляют? Что в машине слушаете?
— Назвать отдельного музыканта я не могу. Ну вот когда я занялся поиском репертуара, я взял песню из фильма «Земля Санникова» — «Есть только миг...». Мало кто помнит, что песни из этого фильма записал блестяще Олег Даль. Он наполнил эти ноты своим не только актерским, но и человеческим содержанием. Это меня вдохновляет. Среди современных есть отдельные произведения, которые мне нравятся. Меня радует, например, что есть такие авторы, как Сергей Трофимов. А в машине слушаю радио «Вера». Иногда молитвы православные.
— Что вы рассказываете зрителям на ваших творческих вечерах? Какие-нибудь воспоминания.
— Я не люблю анекдоты и истории рассказывать со сцены. Это для меня общение другого рода. Расскажу лучше простую притчу. Муж с женой прожили пятьдесят лет. И каждый год на юбилей она готовила пирог. И самую мягкую часть отдавала мужу, а себе оставляла корочку, потому что очень его любила. А на юбилей свадьбы она решила взять себе то, что ей нравится, и корочку отдала мужу. Он взял и сказал: «Любимая, я пятьдесят лет ждал, что ты отдашь мне именно эту часть, но я не мог попросить, потому что знал, что тебе нравится корочка». Это притча о любви.
— Кто возглавит «Ленком» после Захарова?
— Первая и главная задача — это сохранить то, что было поставлено Марком Анатольевичем. Пока должности директора и худрука совмещает бессменный директор театра Марк Борисович Варшавер. Но, конечно, нужен особый человек, который будет заниматься репертуарной политикой, выбирать режиссеров, оценивать качество новых спектаклей. Мне кажется, что такой человек — Александра Марковна Захарова. Как продолжатель дела отца, как профессионал, который проработала в «Ленкоме» больше тридцати лет и имеет авторитет в коллективе.
— Но есть и другие кандидатуры: вы, Евгений Герасимов...
— Я не читаю всего, что пишут, просто нет времени. Евгений Герасимов — прекрасный человек и депутат. Он играет в наших спектаклях, но он чужой. Он не знает театр изнутри. А я готов быть рядом с Александрой Марковной, стать ее помощником и мужским плечом.
— Вы — сын знаменитого тренера по пятиборью Анатолия Ивановича Певцова. Он рассказывал, что в детстве вы занимались всеми видами пятиборья.
— Спасибо, что вспомнили о папе. Я бы с удовольствием сейчас сказал: «Да-да, конечно!», но я не занимался фехтованием. Оно у меня сценическое. Хотя действительно на лошади с четырех лет, папа учил меня плавать, но я не пятиборец.
— Как вам удается поддерживать себя в такой замечательной форме? Спорт, еда невкусная?
— Вы мне льстите. Сейчас только что вернулся с гастролей и не очень выспался. Главное — относиться к людям с любовью. Это и в зеркале отражается. А Ольга похаживает иногда на кикбоксинг, но это, скорее, для развития мозга. Актерская профессия, адреналин помогают не поправляться. А вообще, как говорила Майя Михайловна Плисецкая, просто «жрать надо меньше».
СПРАВКА
Дмитрий Певцов — народный артист РФ, лауерат Государственной премии РФ. Родился 8 июля 1963 года в Москве. В 1984 году, после окончания ГИТИСа, был принят в труппу Театр на Таганке. Режиссер Анатолий Эфрос ввел Певцова в спектакль «На дне» в роли Васьки Пепла. Всенародную славу артисту принесла роль Савелия Говоркова в одном из первых российских боевиков — фильме Александра Муратова «По прозвищу Зверь» в 1990 году. После этого Певцов снялся в нескольких десятках фильмов и телесериалов: «Мафия бессмертна», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Тонкая штучка», «Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат», «Львиная доля», «В круге первом» и других.
Читайте также: