Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Корреспондент «ВМ» посмотрела, как реставрируют единственный сохранившийся бронепоезд БП-43

Сюжет: 

Специальный репортаж
Общество
Корреспондент «ВМ» посмотрела, как реставрируют единственный сохранившийся бронепоезд БП-43
Сотрудник Центрального музея Вооруженных сил России Даниил Глебов работает над реставрацией артиллеристской площадки бронепоезда БП-43. Эта часть бронированного локомотива построена по образцу танка Т-34 / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

В Центральном музее Вооруженных сил России началась реставрация единственного сохранившегося бронепоезда БП-43 времен Великой Отечественной войны. За работами наблюдала корреспондент «Вечерней Москвы».

Бронированный состав 1943 года выпуска застыл на рельсах у музея. Гигант в 120 тонн весом и длиной около 35 метров состоит из локомотива и двух защищенных платформ. На первой оборудована артиллерийская площадка: аналог танка Т-34, только на колесах. В середине — собственно бронепаровоз с котлом и тендером для хранения угля. Третья площадка оснащена зенитными орудиями.

Над восстановлением всей этой бронетехники работают и железнодорожники, и сотрудники музея. Корпус бронепоезда уже привели в порядок и даже покрасили в традиционный цвет хаки.

— Поезд был покрыт ржавчиной. И, как ни странно, защитный слой сильно пострадал от коррозии, — рассказывает старший научный сотрудник научно-выставочного отдела Музея Вооруженных сил Сергей Миловидов.

Сейчас основные работы ведутся в вагоне-бронепаровозе. Но чтобы попасть сюда, придется подняться по шаткой железной лестнице.

— До сегодняшнего дня здесь как минимум 70 лет не ступала нога женщины, — шутит реставратор Дмитрий Чемерис, — будете первой.

В вагоне ощущается сильный запах краски и дерева. Стены недавно покрасили в черный цвет, а теперь тут укладывают на пол свежие доски.

— Больше всего пострадал именно пол: дерево прогнило, а нижний металлический слой износился до такой степени, что сквозь него просматривалась земля, — поясняет Дмитрий. — Поэтому сейчас перестилаем напольное покрытие. На бронеплощадке стоит и котел — он занимает всю ее переднюю часть. По словам реставраторов, именно он особенно их заинтересовал.

— Мы очень удивились, когда увидели, что в бронепоезде установлен исторический котел, изготовленный еще в далеком 1890 году. Здесь все, вплоть до винтика, оригинальное: детали ни разу не меняли. Значит, это говорит о том, что поезд был отлично законсервирован. На века, — поясняет «ВМ» специалист.

Напротив редкого экспоната — небольшая дверца, а за ней можно увидеть тендер — в нем хранили уголь.

— Если нужно было подкинуть в топку угля, солдат открывал дверцу и на лопате бросал топливо в котел. Вот так, — говорит он и тут же показывает, как обычно работал кочегар. В настоящее время тендер, разумеется, пуст, поэтому через него можно попасть на крышу вагона и там уже рассмотреть возвышающуюся командирскую башню.

Во время Великой Отечественной войны именно в этой части бронепоезда решались важные тактические задачи.

— Башня покрыта 45-миллиметровой танковой броней. Здесь находился перископ с поворотным механизмом, который обеспечивал командиру обзор на 360 градусов. Была организована и радиосвязь с другими вагонами: с ее помощью отдавали команды. В конце вагона на баке с водой обычно стоял снайпер с винтовкой, — объясняет Дмитрий Чемерис.

По словам реставратора, для полного восстановления бронепоезда — этого редкого экспоната — понадобится еще около двух недель.

В условиях боевых действий он мог заменить целую воинскую часть. По приказу командира с него наносили внезапные удары по противнику. С первой артиллерийской площадки, оснащенной 76-миллиметровым орудием, прямой наводкой можно было поразить цель на расстоянии до десяти километров. А снаряды из 37-миллиметровых зенитных пушек летели на 2,5 километра. В войну с их помощью боролись с низколетящими самолетами.

— Однако бронепоезд тоже был уязвим, — рассказывает Сергей Миловидов. — Если стрелковое вооружение ему было не страшно, то орудие 76-миллиметрового калибра легко прошибало броню.

— При сильных повреждениях состава или рельсов, — говорит он, — солдаты отступали: находиться в этом остановившемся железном коробе и при этом обороняться было невозможно.

В таких случаях вся бригада покидала локомотив и взрывала его.

— Известны случаи, когда немецкие солдаты захватывали наши бронепоезда и использовали их в бою, — добавляет Миловидов.

Поездные бригады, как правило, формировались из железнодорожников — то есть тех, кто умел обслуживать эту технику. А при выборе солдат для службы на артиллерийской бронеплощадке действовало то же правило, что и при отборе танкистов — их рост не должен был превышать 175 сантиметров.

Сергей Миловидов утверждает, что установленный в музее бронепоезд участвовал в боевых действиях.

— Кое-где на нем остались следы от осколков снарядов — свидетельство того, что техника попадала под обстрел. Но информация о том, в каких именно сражениях участвовал, пока засекречена, — отмечает старший научный сотрудник.

Бронированный локомотив БП-43 привезли в Москву в 1965 году. С тех пор экспонат хранился в Музее Вооруженных сил РФ, но в 1995-м два его вагона перевезли в Музей Победы на Поклонной горе.За эти годы артиллерийскую площадку не раз использовали для съемок: киношники установили здесь металлические листы, а танковую башню обернули куском железа в форме бочки. При подготовке к реставрации специалистам пришлось все это снять. А вагоны были соединены для проведения масштабных работ.

В середине октября шефство над бронепоездом взял Российский университет транспорта (РУТ).

ВЕСТИ С ПОЛЕЙ

«Яму» на Хохловской площади и парк «Горка» в столичной полиции назвали «главными язвами» города из-за незаконной реализации там алкоголя. Об этом рассказал заместитель начальника шестого отдела УООП ГУ МВД России по Москве майор полиции Борис Бандура на круглом столе о запрете продажи горячительных напитков на первых этажах жилых домов. С начала 2019 года полиция Москвы привлекла к административной ответственности за торговлю алкоголем в ночное время 265 человек. И еще 2365 граждан попались на продаже спиртного несовершеннолетним.

Каминные часы с маятником, созданные в конце XIX века, и 108-летняя книга знаменитого немецкого композитора Альфреда Рихтера — такие реликвии удалось изъять московским таможенникам в аэропорту Домодедово. Их обнаружили в багаже вьетнамского туриста, пытавшегося вывезти их из России в Ханой. Ценные предметы передали в Министерство культуры.

Уникальный голосовой протез для пациентов с удаленной гортанью создал врач Городской онкологической больницы № 1 Леонид Кожанов. Работа над этим проектом шла с 2006 года. Медицинский специалист запатентовал свое изобретение, и уже двоим пациентам сделали операции по установлению таких протезов. Ученые говорят, что импортные аналоги служат всего шесть месяцев и требуют постоянной замены спустя некоторое время. А вот современная российская разработка прослужит ни много ни мало 12 лет — именно столько носил протез первый из тестируемых больных.

Читайте также: Почему бойцы специальных войск любят демонстрировать свое превосходство

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.