На какие низости готов пойти человек, чтобы вернуть аккаунт в соцсетях
В трагедии Даниила Засорина, который расстрелял из ружья сверстников в Амурском колледже, многие винят Интернет. Мол, всему виной опасный контент, который с легкостью можно найти в Сети. Хоть в России и стали активно блокировать шутерские группы в соцсетях, пропагандирующие трагедии с массовым расстрелом школьников в США, проблема остается. Есть еще негативный аспект Всемирной паутины последних дней: с развитием соцсетей стали чаще появляться новости о сливах персональных данных миллионов пользователей, манипуляциях с аккаунтами знаменитостей и цензуре обычных граждан. Корреспондент «Вечерней Москвы» обсудил самые актуальные вопросы Интернета с председателем комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, Александром Малькевичем.
— После происшествия в Благовещенске, Керчи и других городах, где ученики стреляли в однокашников, идут разговоры о том, что надо ограничивать доступы к соцсетям, Интернету. Запрещать подросткам играть в компьютерные игры или вводить другие ограничения. Это утопия? Что делать?
— Ситуация гораздо сложнее, дело не в Интернете. То, что антикультура насаждается через компьютерные игры и через них же закладываются идеологические смыслы и агрессия, — это факт. Большинство из них делается за границей. Тупое запретительство ничего не даст. Это так же, как с возрастными классификаторами для СМИ: только разжигает интерес, потому что будет подаваться как «запрещенная в России компьютерная игра такая-то». Ее сразу все скачают. Мы должны продвигать позитивную повестку, свои игры, которые не только интересные с точки зрения истории, но и сделаны должны быть круто! Они должны быть популярными. Но на это нет ни грантов, ни социальных заказов.
Что касается Интернета. Не закрывать его надо, а модерировать: уничтожать экстремистский и агрессивный контент. А получается перекос. Запад вычищает через цензуру любое мнение, которое его не устраивает. А мы на площадках популярных соцсетей разрешаем какой-то запредельный плюрализм, который неприемлем. Закрыть Интернет или запретить компьютерные игры невозможно. Это предлагают люди, которые ничего не понимают, делают это во вред.
А потом говорят, что у нас репрессивный механизм в государстве, запретительные меры, мы этим только создаем эффект запретного плода, который сладок. Мы должны работать на опережение. Наши Сети должны удалять опасный контент на основании закона, обязать «ВКонтакте» и «Одноклассники» сносить, чистить это без всяких предупреждений. Мы должны делать свою экосистему и складываться в интерактивное образование наших детей. Им должно быть интересно и увлекательно играть в наши компьютерные игры.
— Вы сказали о цензуре в соцсетях. Почему этот всплеск блокировок идет именно сейчас?
— Это связано, на мой взгляд, с усилением значения роли влияния России в мире. Нас боятся, поэтому блокировать могут не только россиян, а всех, кого подозревают в связи с Россией, пытаются, образно говоря, прижать к ногтю. Самая яркая история — комплекс репрессивных мер против известных активистов из Африки, которые были виноваты в том, что поехали на саммит в Сочи и смели критиковать Западный мир. За что и были наказаны. А потом Facebook вошел во вкус… Виновато пристрастие различных структур во всем мире. К тому, чтобы завести страницу на Facebook. Не защищен никто. Плюс, консервативные публицисты — все под угрозой. Сколько таких в прошлом году было заблокировано. Не разрешено иному мнению царить на площадке. Число пользователей постепенно снижается, потому что думающие люди разочарованы.
— Какие у российской власти есть рычаги давления на Facebook? Возможно ли выстроить с американскими соцсетями игры по нашим правилам? Если нет, то почему?
— Да, рычаги есть. Иностранные СМИ и интернет-площадки должны на основании закона быть зарегистрированы как юридические лица в России. Так происходит во всех крупных странах. Только это позволяет подводить под российскую юрисдикцию. Обязав законом их присутствовать в России, они будут обязаны выполнять наши законы. Потом можно принимать законы о вмешательстве в выборы и жестко наказывать. Только у нас законодатели ставят телегу вперед лошади. Они предлагают выписывать многомиллионные штрафы Facebook, Twitter, Instagram, только никак не смогут заставить их выплатить. Все должно быть в цивилизованном поле. Соцсети зарабатывают в России огромные деньги, но делают это в черную. Налоги не платят, хотя рекламу продают, а законы не выполняют. Это странно.
— Какие есть альтернативы у обычных пользователей, которых смущают подобные действия администрации соцсетей?
— Российские IT-специалисты при государственной поддержке должны нам такие площадки создавать. Я приветствую историю о том, что на базе ВК собираются создать суперприложение по мессенджерам и заказу услуг полного цикла. Проблема в том, что нужна площадка для элиты и интеллектуалов вместо Facebook, желательно, интегрированная в другие российские сервисы. Нужна глубокая и интересная альтернатива YouTube, потому что это самая популярная платформа в России. YouTube заполнил собой все, там цензура заполонила все, постоянно принимаются новые вводные. Российские СМИ много сил тратят на развитие и продвижение в YouTube, хотя площадка нам не принадлежит. Но могут лишиться по мановению не волшебной палочки. Альтернатива должна быть обязательно.
— Как оцениваете перспективы для обычных людей в дальнейшем, если общество не займется вопросом регистрации иностранных компаний как юридических лиц в России?
— Под угрозой находятся все люди вне зависимости от их политических взглядов и социального статуса. Ты сегодня пошутил в Twitter и лишился аккаунта. Ты процитировал поэта XIX–XX века, а модераторы сочли слова оскорбительными и заблокировали в Facebook. В WhatsApp тоже будут проверять контент. Мы должны настаивать, чтобы Минкомсвязи и МИД, Общественная палата были готовы к тому, чтобы вся цензура соцсетей была прописана. Мы должны понимать, что именно запрещено писать и говорить на площадках. И тот пользователь, кто не использует условные сто слов, должен быть защищен от своеволия и власти модераторов интернет-площадок. У нас риск огромен — молодые люди превратились в социальных животных. Если они есть в соцсетях — они существуют. Если их нет, о них никто не вспомнит, они перестанут существовать. Потеря аккаунтов и такого «социального лица» равносильна реальной смерти. На что будет готов пойти молодой человек, чтобы ему вернули социальную жизнь? У вас тысячи постов, лайков, комментариев, фото, видео. Вся ваша жизнь там. И вдруг вам это все замораживают и предлагают сделку с интернет-дьяволом. На что будет готов человек? Убить, предать? На какие низости он готов будет пойти, чтобы вернуть себе аккаунт? Ужас человека можно будет понять. Это реальная опасность, и никто не сможет меня переубедить, что это не произойдет. Я выступаю за факт-чекинг и понятные вещи. Нет договора, где прописаны ваши права и их обязанности, так что в любой момент вы можете получить по интернет-сусалам.
Читайте также: «Издевавшийся» над Засориным рассказал, почему его не любили сверстники