Дмитрий Бикбаев: Моя личная жизнь разрушена, потому что я все время на работе
Позади всероссийская акция «Ночь искусств», впереди творческий музыкальный эксперимент — опера «Туда и обратно», а между ними — огромное количество театральных проектов: фестиваль «Серебряная астра», создание мюзикла совместно с «Союзмультфильмом» и другие. Обо всем этом актер и режиссер Дмитрий Бикбаев рассказал в эксклюзивном интервью «Вечерней Москве».
— Дмитрий, поделитесь, какие театральные премьеры ждут нас в этом и следующем году?
— Очень сложно говорить сейчас, потому что много премьер еще предстоит представить в 2019 году, хоть и осталось чуть больше месяца. Спектакли находятся в работе и будут выпущены до конца года. Впереди большой проект — совместная постановка с «Союзмультфильмом» и Арт-платформой Московского продюсерского центра. Мы создаем прекрасную историю для всей семьи — яркий новогодний мюзикл «Чебурашка. Возвращение домой». Он будет идти с 26 декабря по 8 января. Если говорить об уже намеченных планах на следующий год, то в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера» предстоит большая работа, на которой я очень сконцентрирован. Это не просто проект, это действительно спектакль. Постановка, над которой я работаю, показывалась в самом начале, у истоков «Геликон-Оперы»: Пауль Хиндемит, «Туда и обратно».
— Как проходит подготовка?
— Репетиции оперного спектакля идут достаточно активно. Здесь очень важна партитура, текст, произведение. Опираясь на них, мы строим планы по реализации и приглашаем артистов. Будет очень сложный спектакль. Во-первых, мы взяли сразу несколько опер и объединили в одно произведение под названием «Туда и обратно». Теперь это не только Пауль Хиндемит, но еще и «Тоска» Джакомо Пуччини, «Капулетти и Монтекки» Беллини Винченцо, «Дидона и Эней» Генри Перселла.
— О чем будет спектакль?
— В нем пойдет речь о чувствах и переживаниях, которые я испытал в этом году. Основным посылом станет обращение к людям, чтобы они ни в коем случае не совершали дурных поступков. Хочется, чтобы все понимали, что они очень сильные и что у них обязательно все будет получаться в жизни, что нет никаких черных полос, это всего лишь время ожидания. Спектакль станет музыкальным экспериментом, который я искренне рекомендую к просмотру. Слышал, что уже билетов почти не осталось.
— Насколько это сложная работа?
— В «Туда и обратно» появляется Чарли Чаплин и Малыш из его фильма, они вдвоем пытаются снять кино. У нас необычный зал — зал Покровского. В нем негде разместить экран, потому что на сцене сидит оркестр, действие происходит посредине. Мы решили, что будем показывать кино на потолке. Таким образом, получится, что в игровом пространстве нет вообще никаких ограничений, то есть зритель может в любой момент поднять голову наверх и увидеть красивые, стилизованные картины. Так метафорично мы говорим, что искусство, такое как создавал Чарли Чаплин, это что-то от Бога, высших сил, это нечто космическое, возвышенное. В любом случае такая постановка — уникальный творческий эксперимент. До нас такого еще никто не делал, потому что мы берем не просто одну оперу, а используем сразу несколько, объединяя одним сюжетом.
— Может, вы будете в каком-то из своих спектаклей не только режиссером, но и актером?
— Для того, чтобы быть артистом, нужно иметь достаточно много определенно выстроенного времени, у меня его нет. Не хочется выходить на сцену просто для того, чтобы лицом посветить. Уж если появляться, то для того, чтобы показать что-то стоящее. Есть режиссеры, которые очень активно зовут меня в свои работы, я пока вынужден отказываться, несмотря на то, что, конечно же, с удовольствием бы с ними поработал. И материал хороший предлагают, но пока возможности играть у меня нет.
— Ваши спектакли имеют большой успех. Они были включены в программу акции «Ночь искусств». Может, вы будете участвовать еще в каких-то городских проектах?
— Я вам больше скажу, мы были частью ключевого проекта «Ночи искусств», который назывался «Ночь премьер». Для нас это была огромная ответственность, ведь речь идет о титанической административной работе, которую команда Арт-платформы Московского продюсерского центра проделала. Радует то, что москвичи оценили спектакли, которые мы им показали. В одну акцию вместить несколько премьер на топовых площадках — это очень и очень непросто, и сейчас хочется немножечко выдохнуть, а такой возможности нет. Поэтому, когда мы говорим о каких-то других городских мероприятиях, я думаю, что для нас всегда радость и огромная гордость, что Департамент культуры доверяет нам значимые события. Мы этого всегда ждем, но вот сейчас основной акцент сделан на тех программах, которые Арт-платформа запустила не так давно и сейчас активно ведет. В частности, это проект «Интеграция». Благодаря ему театральные деятели получают возможность быть более активными в профессиональном плане. Причем не только себя проявить творческими, прекрасными и замечательными, но и посотрудничать на коммерческой основе.
— Что вас вдохновляет на создание постановок?
— Такой период в моей жизни непростой, что в основном я получаю четко прописанное техническое задание, в котором моя роль творца минимизирована. Я четко понимаю задачу, и все мое творчество формулируется вокруг каких-то глобальных целей и задач, которые ставятся. Мне не очень это нравится, потому что для того, чтобы создать что-то стоящее, нужно действительно попытаться поговорить с людьми, со зрителями так, как только ты умеешь. Здесь всякие технические задания, просьбы организаторов и заказчиков, конечно, сильно вредят любому авторскому творчеству. Я надеюсь, что этот период в моей жизни сменится на другой.
— Расскажите об успехах и новых проектах вашего театра.
— Театр-студия «15» очень молодой, но мы уже сделали столько всего. Недавно с директором сидели, обсуждали, что даже не предполагали, какой будет объем нагрузки. Театр — это организм, в котором большую роль играет не только творчество, но и документооборот, наличие контрактов. Бесспорно, это очень тяжело, одно дело быть государственным учреждением, когда есть поддержка, другое — оставаться независимыми. Идей масса, но реализовать их не так просто, как может показаться на первый взгляд.
— Какой, по вашему мнению, был самый успешный проект уходящего года? Чем гордитесь?
— Откровенно говоря, проектов было много, они действительно все разные, сложно выделить один. Мы создали очень интересный спектакль «ПоколениЯ», который показали на «Тавриде». Московская премьера состоялась на Театральном марше в саду «Эрмитаж». Для Ливадийского форума мы собрали проект «Играем Пушкина по-русски» — это резонансная история, яркая. Счастье, что удалось ее повторить, в том числе в рамках «Ночи искусств» на такой нестандартной площадке — в аэропорту. Я понимаю, что мы близимся к концу года, но итоги подводить рано. Оценивать свои проекты как-то неправильно, я все их люблю, абсолютно каждый. И если я взялся за что-то, если решил сделать, то, конечно, сам себя загоню в могилу, всех сотрудников загоню, но сделаю проект, каким бы сложным он ни был. «Ночь премьер» в рамках «Ночи искусств» была моя идеей, и я счастлив, что Департамент культуры города Москвы одобрил ее проведение. «Ночь премьер», пожалуй, большая заслуга всей нашей команды. Мы смогли поддержать независимые театры.
— Расскажите, как развивается сейчас программа «ТеатрONstage», будете ли масштабировать ее? С вашей точки зрения, насколько сейчас театральное искусство популярно среди молодежи?
— У современной молодежи нет сильной потребности в посещении театров. Люди раньше ходили в театр, а сейчас рынок досуговых развлечений перенасыщен всевозможными предложениями. Не ангажированная молодежь, которая сама по себе, живет своими чаяниями, особо не посещает театральные институции, а если и посещает, то что-то модненькое, прикольненькое, чтобы можно было поделиться фотографиями в своих социальных сетях и заявить о сопричастности к какой-то «интеллигентной» движухе.
— Есть ли у вас кумир в театральной сфере?
— Кумир, знаете, очень такое удивительное слово. Если мы говорим о человеке, на которого я с удовольствием хотел бы быть похожим, — это Дмитрий Александрович Бертман. Он самостоятельно смог построить театр, возвести его с нуля в глобальном и буквальном смыслах. «Геликон-Опера» — мой любимый театр, и я очень надеюсь, что не подведу его. Дмитрий Александрович — человек, который смог выстоять в непростой период и организовать такое замечательное место.
— У вас бывают дни отдыха? Как проводите свободное время?
— К сожалению, я в этом году очень много переезжаю. То меняю место жительства, то место работы. Поэтому если и выкраивается свободное время, я трачу его на что-то очень полезное и нужное. Моя личная жизнь разрушена, потому что я все время на работе. Я действительно абсолютный фанат труда и надеюсь, что не пожалею о своем выборе.
— А как на счет чтения книг?
— К сожалению или к счастью, сейчас я в основном читаю проектную документацию, сценарии и тексты презентаций. Мечтаю о периоде в своей жизни, когда вновь смогу перечитать «Войну и мир», но боюсь, что наступит это время. Главное — реализовать все задуманное на высоком уровне и показать зрителю достойные спектакли.
СПРАВКА «ВМ»
Дмитрий Бикбаев — театральный режиссер, деятель культуры, художественный руководитель Культурного центра им. И.М. Астахова, Театра-студии «15».
Читайте также:
Анастасия Уколова: Моя мечта — купить родителям квартиру в Москве